Карина Буракова
Анализ образовательных программ по обучению детей конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
1. Разновидности образовательных программ по обучению детей конструированию
По обучению детей конструированию разработано достаточное количество образовательных программ.
Существуют комплексные программы для дошкольных образовательных учреждений, включающие в себя такой вид детской деятельности как конструирование, например: «Радуга», «Детство», «Истоки», «От рождения до школы» и т. д.
Публикация «Анализ образовательных программ по обучению детей конструированию» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Темочки
Разработано достаточно много парциальных программ для дошкольных образовательных учреждений художественно-эстетического направления, например: «Умные пальчики» Лыковой И. А., «Конструирование и труд» Куцакова Л. В. и т. д.
Есть много программ художественно-эстетического развития детей, например: «Цветные ладошки» Лыковой И. А. и программ дополнительного образованию по конструированию.
Все эти программы имеют цель : развитие у дошкольника активных форм мышления в единстве с творческим воображением, развитие фантазии через обогащение предметно-пространственной среды детского сада (сказочного, игрового, эстетического, экологического, технического характера).
2. Анализ образовательных программ по обучению детей конструированию
Рассмотрим программу Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду» и комплексную программу для дошкольных образовательных учреждений «От рождения до школы».
Людмила Викторовна Куцакова - автор методического пособия «Конструирование и художественный труд в детском саду», которое используется в подготовительной к школе группе, является также одним из авторов общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Задачи по конструированию, представленные в программе «От рождения до школы», раскрыты более подробно, намного содержательнее и конкретные. Распределены по разделам: «Конструирование из строительного материала», «Конструирование из деталей конструкторов», «Художественный труд: работа с бумагой и картоном», «Художественный труд: работа с тканью», «Художественный труд: работа с природным материалом».
В методическом пособии Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду» представлены более общие задачи.
В программе «От рождения до школы» нет задач, направленных на формирование навыком плоскостного моделирования, создания собственных планов, схем, чертежей, в том числе чертежей построек в трех плоскостях; не уделяется внимание обучению детей разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).
В методическом пособии Л. В. Куцаковой отсутствует задача по формированию умения создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам, которая предусмотрена в программе «От рождения до школы».
В методическом пособии Л. В. Куцаковой прописана задача обучения детей шитью, вышиванию, вязанию, плетению, нанизыванию.
Проанализировав программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» и методическое пособие «Конструирование и художественный труд в детском саду» можно сделать вывод, что в целом конструирование представлено в полном объёме, соответствует требованиям программы, задачи выделены с учётом возрастных особенностей детей.
3. Основные цели программы - Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду»
1. Развитие конструкторских умений и художественно-творческих способностей детей.
3. Ознакомление их с различными приемами моделирования и конструирования.
Программа содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус.
В программе «Конструирование и художественный труд в детском саду» дана развернутая технология обучения детей конструированию с помощью конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного, бросового и других материалов. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дидактики и возрастным возможностям детей.
4. Основные задачи программы - Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду»
В программе «Конструирование и художественный труд в детском саду» ставятся задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств.
Эти задачи решаются как на занятиях, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. В каждой возрастной группе раскрываются психологические особенности детей, которые необходимо учитывать при организации методической работы; определяются виды конструирования в зависимости от используемого материала, дается содержание работы и подробные методические рекомендации по ее осуществлению. Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми
5. Примеры других программ по обучению детей конструированию. Их цели и задачи.
1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ» Макаровой Т. В.
Рассчитана на детей 5-7 лет.
Цель программы : способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития конструктивной деятельности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов конструирования.
2. Создать условия для самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых.
3. Формировать интерес к разнообразным предметам окружающего мира.
4. Обучить детей приемам конструирования по схемам, моделям.
5. Способствовать развитию у детей интереса к конструктивной деятельности.
2. «СТРОИМ ИЗ ЛЕГО» Комарова Л. Г.
Цель программы : создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
2. Обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
3. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
4. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
5. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
4. Программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» Лыковой И. А.
Цель программы : направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации.
Задачи:
1. Раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека.
2. Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания.
3. Развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого».
4. Знакомить с деятельностью художника (и народного мастера) на всех его уровнях: восприятие–исполнительство– творчество.
5. Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.