Татьяна Щербань
Анализ методической и воспитательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая проблема : подготовка педагогических кадров к достижению требуемого качества образования в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Воспитательная проблема : непрерывная система деятельности детей как основа развития неповторимой индивидуальности каждого воспитанника.
Публикация «Анализ методической и воспитательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Исходя из этих проблемных вопросов, основная проблема, над которой работает ГДОУ ЛНР «Ясли – сад «Огонек» : создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей нравственно- патриотическое развитие и воспитание детей, ее доступность, открытость и привлекательность для детей, социальных партнеров и педагогических работников.
Цель: создание в ГДОУ системы методического сопровождения патриотического воспитания, которая позволит скоординировать деятельность всех участников образовательного процесса.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.
1. Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников.
2. Создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как компонента социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей.
3. Построение партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников, с объектами социума путём объединения усилий для воспитания патриотических качеств детей.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач Луганской Народной Республики, общества и нашего образовательного учреждения «Огонек». На сегодняшний момент патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это основа формирования гражданской идентичности ребенка, привития ему национальных и культурных ценностей. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь при условии постоянного повышения профессиональной компетентности педагогов, т. к. нравственно-патриотические качества у ребёнка не могут возникнуть путём естественного «созревания». К современным подходам в повышении компетентности педагогов относится методическая работа в ГДОУ ЛНР «Ясли – сад «Огонек», или точнее система работы по патриотическому воспитанию, которая предполагает активное взаимодействие ГДОУ, родителей воспитанников и объектов социума.
Реализация намеченных задач проходит через организацию методической работы в ГДОУ с 2018 по 2021 годы. Решение педагогического совета «Организация работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ГДОУ» от 27.04.2018 года №4 дало начало углубленной работы в данном направлении. Определяющим для повышения качества образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении является начатая в 2018 году интеграция деятельности всех специалистов и педагогов, создающих единое образовательное пространство в вопросах патриотического воспитания дошкольников. Содержание методической работы находится в прямой зависимости от её форм. Промежуточные результаты показали, что наиболее эффективными и результативными оказались следующие формы работы :
Педагогические советы:
- «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ГДОУ» (27.04.2018);
- «Направление деятельности и организации работы коллектива ГДОУ в 2018 – 2019 учебном году» (27.08.2018)
- «Музейная педагогика в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» (20.11.2018)
- «Организация образовательной деятельности с деятельности с детьми в современных условиях реализации ГОС ДО» (18.01.2019)
- «Партнерство детского сада и семьи – залог развития успешного ребенка» (29.03.2019)
- «Стратегические направления развития системы образования в условиях единого образовательного пространства» (28.08.2019)
- «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (02.04.2020)
- «Семья и детский сад - единое образовательное пространство» (04.05.2020,
- «Перспективы работы на новый учебный год»(31.08.2020).
В практике нашего дошкольного учреждения проводятся «Тематические недели», посвящённые открытым просмотрам педагогической деятельности с использованием современных форм и методов работы. Педагоги демонстрируют свой опыт отличающийся оригинальностью и индивидуальностью. Открытые просмотры играют огромную роль в системе повышения профессиональной компетентности, позволяют педагогам увидеть свои недочёты и промахи учат анализировать воспитательно-образовательный процесс :
- декада военно-патриотической работы (февраль 2019) :
благотворительная акция «Посылка солдату» - «С безграничной любовью и благодарностью»,
конкурс рисунков «Хочу быть похожим на него»,
День защитника Отечества.
- месячник военно-патриотического воспитания и оборонно-массовой работы «Год памяти и славы» (2020) :
тематическая неделя «Непобедимая и легендарная»;
тематическая неделя «Сила и дух русского народа»;
тематическая неделя «Есть такая профессия Родину защищать»;
конкурс рисунков и плакатов «23 февраля красный день календаря»;
благотворительные акции - «Напиши письмо солдату», «Посылка солдату»;
музыкально – спортивное развлечение ко Дню защитника Отечества «Мы отважные ребята»
- долгосрочная патриотическая акция «Память сердца» (2019 – 2020) :
тематическая неделя «Навстречу великой Победе»;
тематическая неделя «Не меркнет память о войне»;
тематическая неделя «Победа расцветает»;
тематическая неделя «Победный май»;
тематический день «Мы помним! Мы гордимся! Мы не забудем!» (экскурсия к стеле Скорбящая мать»).
- участие в фестивали художественной самодеятельности «Соцветие талантов» под девизом «Нам жить и помнить» - литературная композиция (Харченко Ангелина, воспитанница старшей группы, февраль, 2020 г.)
Кроме того наш детский сад является активным участником РМО, республиканских и районных конкурсов, акций, выставок, семинаров, где педагоги не только пополняют знания, но и делятся своим опытом работы :
- конкурс рисунков на асфальте «Пусть мир станет ярче!» (в рамках социального партнерства с ГУ ЛНР «Артемовская детская школа искусств», сентябрь 2018);
- участие в районной акции «Голубь мира» (сентябрь 2018);
- участие в республиканском семинаре-практикуме «Патриотическое воспитание молодого поколения средствами хореографического искусства» ГУ ЛНР «Дворец культуры Октябрьской революции, г. Брянка (Петрашенко В. Е., музыкальный руководитель, февраль 2019);
- участие в конкурсе стенгазет «Наше наследие – великая Победа» (2019);
- участие в районном творческом проекте «Живая память», посвященном 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне – конкурс плакатов (апрель 2020);
- участие в заочном республиканском семинаре для педагогов системы дошкольного образования «Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа» (апрель 2020, воспитатель – методист Щербань Т. В.);
- участие в онлайн-проекте «Голоса Победы» (Ладный Гриша, воспитанник старшей группы, май 2020).
С целью повышения педагогической компетентности педагогов проводятся семинары, круглые столы, мастер- классы:
- мастер – класс «Воспитание патриотизма средствами декоративно – прикладного искусства» (ноябрь 2018);
- семинар «Семья глазами ребенка» (апрель 2018);
- районный семинар «Педагогическое творчество – волшебный ключ к развитию творческого потенциала ребенка дошкольного возраста» (ноябрь 2018);
- семинар «Актуальные вопросы патриотического воспитания» (февраль 2019);
- семинар - практикум «Методические рекомендации по патриотическому воспитанию» (март 2019);
- круглый стол «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (апрель 2019);
- деловая игра «Технология эффективного взаимодействия детского сада и семьи» (май 2020).
Для педагогов разработан цикл консультаций, который подробно освещает содержание патриотического воспитания, позволяет педагогам более глубоко вникнуть в суть проблемы патриотического воспитания. Их темы и содержание продиктованы задачами по патриотическому воспитанию детей, запросами воспитателей, выявленными трудностями в работе педагогов :
- «Новые педагогические технологии в ГДОУ»;
- «Мини музей как средство познавательного развития»;
- «Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях народа»;
- «Системно – деятельный подход в образовательной деятельности ГДОУ»;
- «Особенности патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным краем»;
- «Современные формы и методы патриотического воспитания дошкольников»;
- «Семья – первая ступень патриотического воспитания».
Была проделана большая работа по накоплению и обогащению методического материала по нравственно – патриотическому и духовно -нравственному воспитанию, используя такие формы работы, как реализация образовательных проектов, дискуссии, опыт работы, экскурсии, развлечения и праздники:
- «Праздник мира и весны - День Победы», первомайский праздник «Мир, май, труд»;
- тематические развлечения «С праздником, Республика Луганская!», «Пять лет!», «День России», «Одна на всех – РОССИЯ!»;
- праздник Пасхи, праздник Святой Троицы, развлечение «По земле из края в край ходит добрый Николай», развлечение «Как на Ивана, как на Купала», участие в праздничной рождественской службе «Под сиянием рождественской звезды» (в рамках социального партнерства с настоятелем Артемовского храма «Всея святых Земли Российской просиявших» протоиреем Михаилом, 2018 - 2020);
- экскурсия к памятникам «Скорбящая мать» и погибшим воинам в городе Артемовске «В сердцах – навеки!» (май 2018 -2020);
- экскурсия к стеле «Скорбящая мать» - «Они защищали Родину» (июнь 2020);
- проекты «Я – талантлив», «Маленьким детям – большие права», «Ай, да Масленица», «В гостях у сказки», «Правила поведения в детском саду», «Мамочка милая», «Музей «Русская комната», проект «Этот день Победы» (2018 -2020);
- из опыта работы педагогов «Использование дидактических и народных игр в нравственно- патриотическом воспитании» (музыкальный руководитель Петрашенко В. Е.) и «Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» (воспитатель Демьянюк Т. Ю.).
Ещё одним звеном в системе работы по патриотическому воспитанию является семья, где начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных учреждениях. Используются различные формы работы с родителями : родительские собрания, консультации, совместные мероприятия, опросы, наглядная агитация и пр. За это период проведены родительские собрания в группах:
«Гражданин воспитывается с детства»;«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Оказана помощь родителей в создании мини-музеев в группе. Оформлены уголки по патриотическому воспитанию в группах и информация в «Уголках для родителей».
Все проведенные мероприятия с фотоотчетами регулярно освещаются на сайте учреждения, сайте Управления образования и печатных изданиях.
Реализация проблемы позволяет существенно преобразовать развивающую предметно-пространственную среду, развить социально-коммуникативные навыки воспитанников, развить у педагогов способность видеть педагогическую проблему, находить новые формы организации образовательной деятельности, обновить методы работы с воспитанниками, пополнить методическую копилку. Результаты деятельности еще раз доказывают, что детство — это самая благодатная пора для привития любви к Родине, что подтверждает целесообразность и перспективность работы коллектива в данном направлении.