Светлана Роганова
Аналитический отчет об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
У детей- имеющих диагноз ЗПР,ЗПРР,ОНР слабо развито произвольное внимание, память, представления о пространственных признаках и отношениях. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Практически все дети с ОВЗ пассивны и нуждаются в стимуляции воспитателя. Работая на протяжении 3 лет в группе большая часть которых составляла детей с такими диагнозами как ЗПР, ЗПРР, ОНР 2 и 3 уровней, с этими проблемами я столкнулась на практике.
Публикация «Аналитический отчет об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Основными средствами своего профессионального развития считаю: своевременное повышение квалификации 2013г «Теоретические и практические аспекты воспитательно-коррекционной работы в ДОУ с детьми с ОВЗ». По итогам курсовой подготовки на практике разработала досуговые мероприятия для детей с ЗПР, ЗПРР, ОНР интегрированных в общеобразовательную разновозрастную группу ДОУ (на основе индивидуального наблюдения). В течение двух лет работы в данном направлении выявлена положительная динамика.
Принимая во внимания вышеизложенное, определила целью своей деятельности : развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ через художественный труд.
Для реализации цели поставила следующие задачи:
1. создать условия способствующие развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи посредством уголка «Маленькие умельцы;
2. совершенствовать технические навыки детей с ОВЗ посредством работы с различными материалами и инструментами;
3. развивать эмоционально-положительные отношения к собственным поделкам, трудолюбие, желание доводить начатое до конца;
4. развивать художественно - творческие способности, образное мышление.
Прежде чем начать работу с родителями я провела анкетирование с целью информирования родителей о текущих моментах воспитательного- образовательного процесса. Разработала модель сотрудничества, способствующую наиболее продуктивному взаимодействию с родителями:-разработала дневник наблюдения,с памяткой для воспитателя. Цель дневника состоит в том чтобы дать родителям полную информацию о событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь ребёнка в течении дня.
Когда ведё тся дневник наблюдений: Обязательное 1-е наблюдение ведётся в течении 7-9 дней,после поступления ребёнка с ОВЗ в группу;2-е перед прохождением ребёнка с ОВЗ ПМПК (медико-педагогической комиссии). Также составляется индивидуальное портфолио на каждого ребёнка с ОВЗ.
• индивидуального консультирования родителей на темы: «Роль семьи в социально – правом воспитании дошкольников», «Права ребёнка в детском саду и в семье» где информировала родителей о правилах поведения взрослого в конкретных ситуациях.
• организовала семинары — практикумы, встечи для родителей «Стоит ли наказывать ребенка»,МОЯ БОЛЬШАЯ,ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ.
. В работу с детьми с ОВЗ использую СОТ по направлениям :
• проектная деятельность;
• кружковая деятельность.
Реализация:
• Разработала педагогический проект дополнительной образовательной деятельности «Мастерок», на основе педагогической технологии И. А. Лыковой «Художественный труд в детском саду», срок реализации 2 года.
Положительных результатов работы удалось достичь за счет созданных условий:
- оформлен уголок художественного труда, где обеспечен свободный доступ к материалам, и каждый вид материала хранится в отдельной коробке;
- подобраны разнообразные материалы для ручного труда, с которыми дети могут самостоятельно действовать.
Работу с детьми осуществляю по двум направлениям:
- создание условий для самостоятельных практических действий детей;
- проведение специально организованного обучения;
Каждое мероприятие сопровождала художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкульт-минутки, речевые игры, скороговорки). Для поддержания интереса детей проводила частую смену деятельности.
2. Для обеспечения системного подхода в коррекции мелкой моторики занятия организовала работу кружка «Народные умельцы».
Для работы в кружке ставила следующие задачи:
• обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, фольги, проволоки, теста, природного и бросового материалов;
• изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, использование детских поделок для оформления интерьера своей группы;
В деятельности кружка использую разнообразные, в том числе и нетрадиционные методы, и приемы: художественное слово и музыкальное сопровождение, напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, рассматривание схем последовательности работы, показ с объяснением, анализ и самооценку деятельности детьми, метод обобщенных способов создания поделок из разных материалов;
В образовательной деятельности по художественному труду дети работают с различными материалами.
Детскими работами украшаем групповую и приемную комнаты, они служат праздничным украшением детского сада к праздникам.
Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, совместных творческих выставок детей и родителей.
Мои воспитанники являются участниками конкурсов: конкурс чтецов «Покорение космоса» и «Мой любимый детский сад»,"Фестиваль народы Поволжья"; конкурс «Пасхальные композиции»; конкурс поделок «Лучшая новогодняя игрушка»; конкурс рисунков «С физкультурой я дружу- быть здоровым я хочу!»и многое другое.
Использование здоровьесберегающих технологий.
Первостепенной задачей в воспитательно - образовательной деятельности детского сада - охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Работу строю в соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Для этого применяла технологии здоровье сберегающей педагогики Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет», И. А Лыкова «Художественный труд в детском саду». Целью, которых является: развитие образного мышления, мелкой моторике и графических навыков у старших дошкольников.
Применение технологий художественного труда позволило решить следующие задачи:
- способствовать развитию образных представлений об объектах и явлениях окружающего мира;
- повысить познавательную активность, осознание необходимости овладения письмом;
- развивать зрительно-пространственную ориентацию на листе;
- способствовать формированию навыков графических движений, развитию произвольных движений;
- познакомить детей с основными техническими приемами работы с ножницами и бумагой,и такими материалами как ткань, фольга, воск, солёное тесто.
Для решения этих задач использовала различные формы работы с детьми:
- непосредственно образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная) ;
- совместная деятельность педагога с детьми в процессе выполнения творческих заданий, в художественно-развивающих играх;
- самостоятельная художественно-творческая деятельность детей.
Следующие методы и приемы работы с детьми считаю наиболее эффективными :
• словесные: беседы (обсуждения) на заданные темы; художественное слово (рассказы, сказки, стихи, потешки, пословицы, песни) ; словесная инструкция;
• наглядные: использование рисунков образцов с поэтапным рисованием; использование иллюстрации, репродукции, натуры;
• практические : игровые приемы (инсценирование сказок, сюжета, создание образа предмета с помощью выразительного движения, голоса) ; пальчиковая гимнастика (прорисовка мокрым пальчиком формы на доске, проведение пальцем по абрису формы барельефа, рисование на листах – пробниках, на доске, в воздухе) ; упражнения в держании карандаша, кисти, направленные на подготовку кисти руки к рисованию; художественно – развивающие игры (задания, направленные на развитие навыков и умений в изобразительной деятельности).
Создаю условия для саморазвития и самовыражения детей, сохранения здоровья. К педагогическому процессу подхожу творчески, большое значение уделяю здоровье-сберегающим технологиям, постоянно включая в режим оздоровительные моменты.
В области социального развития использовала социально-игровые приемы («Приветствие», «Клубок», «Поручения», «Назови ласково») в разных видах деятельности, обеспечивая формирование уверенности каждого ребенка в себе и своих возможностях. Также дети знакомились с историей своей родословной, составляли герб своей семьи (совместно воспитатель- дети- родители).Также была проведена "Неделя игры и игрушки" в рамках сотрудничества ДОУ "Гнёздышко" с реабилитационным центром 7-8 вида. Цель :Социальное общение между детьми из обычного детского сада с детьми с ОВЗ из ЦЕНТРА. Для детей ДОУ и РЦ это стало на самом деле великим путешествием,т. к главная проблема ребятишек -ограничение контактов со сверстниками и взрослыми, доступа к культурным ценностям. Великое путешествие ещё раз наглядно показало педагогам и родителям,что ребёнок с ОВЗ также способен и талантлив как его сверстник,не имеющий проблем со здоровьем. И его внутренний мир открыт для познания.
Для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс широко применяла такие формы работы как: родительские собрания, консультации «Ошибки семейного воспитания», где знакомила родителей с часто встречающимися ошибками воспитания в семье, круглые столы, родительские встречи.
Наиболее эффективными формами работы с детьми считаю:
- занятие - путешествия – направлены на познавательную деятельность, поиск, обработку и освоение информации;
- занятие - сказки – перевоплощение в поиск сказочных героев;
- посиделки – беседы в сочетании с творческой деятельностью;
- экскурсии – знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства.
Осуществляю деятельность по обобщению и распространению собственного опыта через:публикации в газетах КИНЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ, НЕДЕЛЯ КИНЕЛЯ, МЕЖДУРЕЧЬЕ, Электронное издание"MAAm.RU" «Дошколёнок. ru».
участвую в творческих конкурсах различного уровня: Окружной «Воспитатель года 2011»;"Воспитать человека", городской «Суперчитатель 2010»; «Мастер-класс» в городской библиотеке) ; провожу для педагогов ДОУ открытые просмотры, НОД, мастер-классы.
В своей работе активно применяю информационные технологии, что позволяет мне более качественно, интересно и на современном уровне строить свою педагогическую деятельность и решать различные педагогические задачи.