Тамара Грузинова
Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития
▼ Скачать + Заказать документы
В течение 2020-2021 учебного года образовательная деятельность в подготовительной группе «Сказка» МБДОУ ЦРР – д/с «Золотой ключик» г. Зернограда строилась на основе рабочей программы педагогической деятельности, составленной в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детского сада «Золотой ключик» г. Зернограда с учетом ряда нормативных документов:
Публикация «Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития» размещена в разделах
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. от 17.10.2013).
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (в ред. от 30.08.2013).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (в ред. от 27.08.2015).
Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 05.08.2016).
Основной программой, обеспечивающей содержание образования и воспитания в подготовительной группе «Сказка» является примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» С. Г. Якобсон Т. Н. Дороновой, Т. И. Гризик.
ФГОС ДО оговаривает, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производилась в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) использовались исключительно для решения следующих образовательных задач :
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
Авторы Программы «Радуга» рекомендовали для проведения мониторинга результативности работы педагогов использовать пособие Афонькиной Ю. А. «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей».
Афонькина Ю. А. выделила главную цель педагогической диагностики - получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования.
Задача педагогической диагностики - получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика проводилась в два периода: начало учебного года и конец учебного года по пяти образовательным областям : «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
С учетом того факта, что в дошкольном возрасте основные линии психического развития находятся в стадии становления и, как следствие, их показатели могут быть недостаточно устойчивы, зависимы от особенностей микросоциума, здоровья ребенка, его эмоционального состояния на момент диагностики, уровней эффективности педагогических воздействий 7 (высокий, средний/высокий, средний, низкий/средний, низкий, низший/низкий, низший). Это позволило диагностику сделать точнее.
При проведении мониторинга были использованы разнообразные методы и формы : метод практико-ориентированной деятельности (занятия по закреплению полученных знаний, игры, практические работы, упражнения, самостоятельная работа).
Метод проблемного обучения (проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов, самостоятельный поиск ответов на поставленную проблему).
А также ежедневные беседы, наблюдения за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной работы с ними, анализ продуктивной деятельности, игровой ситуации, беседы с родителями.
Результаты педагогического мониторинга по образовательным областям подготовительной группы «Сказка» на конец учебного года
Образовательные области
Период Уровни, %
высокий средний/
высокий средний низкий/
средний низкий низший/
низкий низший
Социально-коммуникативное развитие Начало учебного года 5,8 39,7 52,4 2,1 0 0 0
Конец учебного года 61,9 23,8 14,3 0 0 0 0
Познавательное развитие Начало учебного года 10,6 53,7 49,7 0 0 0 0
Конец учебного года 66,7 28,0 5,3 0 0 0 0
Речевое развитие Начало учебного года 0 30,7 63,5 5,8 0 0 0
Конец учебного года 57,0 34,0 9,0 0 0 0 0
Художественно-эстетическое развитие Начало учебного года 0 18,2 77,8 3,7 0 0 0
Конец учебного года 67,7 23,3 9,0 0 0 0 0
Физическое развитие Начало учебного года 18,2 38,1 42,4 1,0 0 0 0
Конец учебного года 67,2 28,6 4,2 0 0 0 0
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Сравнительный анализ результатов мониторинга показал положительную динамику освоения детьми образовательной программы по всем образовательным областям. Анализ качества освоения детьми образовательных областей позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:
1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (высокий - 67,7%; средний/высокий - 23,3%; средний - 9,0%; средний/низкий - 0%; низкий - 0%; низший/низкий - 0%; низший - 0%).
У многих детей развитое воображение, они используют различные изобразительные средства, материалы для создания, изображения постройки или макетов. Но не все имеют представления о разных видах искусства. В рисовании имеют элементарные технические навыки: правильно держат карандаш, кисть и свободно пользуются ими. Любят рисовать красками, смешивать их. Дети стараются использовать весь лист бумаги для изображения задуманного. Изображают предметы и создают несложные сюжетные композиции и изображения по мотивам народных игрушек. В лепке дети лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы. Мальчики проявляют особый интерес к конструированию из строительного материала. Девочки же часто лепят, рисуют, создают аппликации. Проявляют стремление к постоянному общению с книгой, испытывают удовольствие при слушании литературных произведений.
Большинство детей различают такие особенности музыкального искусства, как выразительность и изобразительность, выделяют с небольшой помощью взрослого музыкальный образ, дают ему характеристику. Многие дети очень хорошо поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах.
2. Образовательная область «Физическое развитие» (высокий - 67,2%; средний/высокий - 28,6%; средний - 4,2%; средний/низкий - 0%; низкий - 0%; низший/низкий - 0%; низший - 0%).
Программный материал по образовательной области «Физическое развитие» достаточно хорошо освоен воспитанниками подготовительной группы. Дети уверенно выполняют основные элементы общеразвивающих упражнений, основные движения, умеют самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляют инициативу и творчество, стремятся участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах, в спортивных играх и упражнениях.
3. Образовательная область. «Познавательное развитие» (высокий – 66,7%; средний/высокий - 28,0%; средний - 5,3%; средний/ низкий - 0%; низкий - 0%; низший/низкий - 0%; низший - 0%).
Дети активны, любознательны, большинство детей способны самостоятельно исследовать, экспериментировать, а также находить информацию в различных источниках. Имеют представления о живой и неживой природе. Им интересно наблюдать за насекомыми, животными, просматривать видео ролики о природе. Дети постоянно задают вопросы, с удовольствием делятся своими знаниями. Имеют представления о том, как влияют на живую природу свет, тепло, вода, загрязнение окружающей среды. Имеют представления о различных природных объектах; о Красной книге; о природе родного края, знают и называют животных родного края, называют растения. Имеют представления о праздниках, выделяют праздники разной направленности. Знают что такое космос, солнечная система, планета. Большинство детей знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, имена и отчества родителей. Знают герб, флаг России и родного края.
Все дети умеют считать до 10, а некоторые детей даже больше 10. Различают цвета, размер, величину предметов, могут использовать в речи количественные и порядковые числительные. Знают названия геометрических фигур, умеют соотносить объёмные и плоскостные фигуры. Дети умеют находить сходства и различия между фигурами. Все дети к концу учебного года научились ориентироваться на листе бумаги, определять направления относительно себя, следовать словесной инструкции взрослого. Большинство детей группы умеют составлять и решать элементарные арифметические задачи. Имеет представления об арифметических действиях сложения и вычитания. Дети умеют классифицировать по заданному признаку, чётко понимают и используют в речи такие понятия, как «вчера», «сегодня», «завтра», «время суток», «времена года» и т. д.
4. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (высокий - 61,9%; средний/высокий - 23,8%; средний - 14,3%; средний/низкий - 0%; низкий - 0%; низший/низкий - 0%; низший - 0%).
Мониторинг показал положительную динамику освоения в данной образовательной области. Дети внимательно слушают взрослого, могут действовать по правилу и образцу, правильно оценивать результат. Знают и соблюдают правила поведения в общественных места. Могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам, действиям, определить эмоциональные состояния партнеров по общению. Эмоционально откликаются на переживания взрослых и детей, персонажей сказок и т. д. Имеют предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества, могут обосновать свой выбор. Договариваются и принимают роль в игре со сверстниками, соблюдают ролевое поведение, проявляют инициативу в игре, могут объяснить правила. Следят за опрятностью своего внешнего вида, не нуждаются в помощи взрослого при одевании, раздевании, приеме пищи, выполнении гигиенических процедур. Дети умеют соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, быть осторожными при общении с незнакомыми животными, избегают контактов с незнакомыми людьми на улице.
5. Образовательная область «Речевое развитие» (высокий - 57%; средний/высокий - 34,0%; средний - 9,0%; средний/низкий - 0%; низкий -0%; низший/низкий - 0%; низший - 0%).
Анализ показателей освоения детьми программного материала образовательной области «Речевое развитие» показал, что все дети подготовительной группы владеют речью как средством общения и культуры, участвуют в коллективном разговоре, задают вопросы, отвечают на них, аргументируя ответ. Дети употребляют в своей речи синонимы, антонимы, слова-обобщения, различные глаголы и прилагательные, могут образовывать новые слова, заменяя один звук другим. Большинство детей использует в речи сложные предложения разных видов, различают понятия звук, слог, слово, предложение. Делят слова на слоги по количеству гласных. Различают мягкие и твердые согласные, гласные звуки. Находят в предложении слова с заданным звуком. Дети умеют правильно согласовывать числительные с существительными, образовывать существительные множественного числа в родительном падеже. Составляют по аналогии слова, обозначающие признаки предмета. Почти все дети самостоятельно читают.
Вывод: Таким образом, результаты диагностики освоения программного материала детьми подготовительной группы на конец учебного года показали высокий и средневысокий уровень. Средний уровень сведен на минимум.
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что программный материал подготовительной группы усвоен, прослеживается стабильная и позитивная динамика по всем образовательным областям развития. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.