Комарова Елена Алексеевна
Алгоритм фонетического разбора в 1–4 классах
1) Произнести медленно слово, вслушайся в него.
2) Выдели в слове сочетания СГ (согласный, гласный) и примыкающие к ним звуки, обозначь их.
Первоначально звуковая графическая схема составляется простым карандашом.
3) Определи место звуков по порядку в слове, обозначь их.
4) Определи гласные звуки, обозначь их красным цветом.
5) Определи твердые и мягкие согласные звуки в слове, обозначь мягкие согласные - зеленым цветом, твердые согласные - синим.
6) Определи звонкие и глухие согласные в слове, обозначь их в схеме - внутри звонких согласных рисуем точку, у глухих внутри ничего не ставим.
7) Назови звуки в слове по порядку.
Публикация «Алгоритм фонетического разбора в 1–4 классах» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
8) Определи ударение в слове, обозначь его в звуковой схеме.
9) Определи количество слогов в слове, скажи слово по слогам, обозначь в звуковой схеме слова границы слогов вертикальной чертой.
Типовой план может видоизменяться в каждой его части. Изучение легкого материала происходит быстрее, изучение новых, более трудных звуковых структур слов и букв (ы, и, е, ё, и, ь, щ, ц, ъ) — медленнее.
О звуках учащиеся должны знать, что их произносят и слышат, о буквах - что они обозначают звуки речи, их пишут и видят
2) 1) Анализ последовательности звуков в словах с помощью транскрипции.
В процессе звукового разбора со 2 класса использовала элементы транскрипции (от латинского «trans» - через, «scriptio» - письмо). Это нужно, чтобы показать звуковой состав слова, а не его буквенное (графическое) обозначение. Использование элементов транскрипции ведет к систематизации фонетико-графических знаний.
Фонетическая транскрипция - это специальный способ записи устной речи, который помогает точно передавать ее звучание.
Основные знаки фонетической транскрипции:
[ ] - границы фонетической транскрипции.
[й ] - знак, обозначающий мягкость согласного.
[а] - гласный, ударный.
[ ] - знак долготы согласного звука
ПЛАН ЗВУКО-БУКВЕННОГО РАЗБОРА ВО II - IV КЛАССАХ
1) Произношу слово по слогам. Считаю количество слогов.
2) Произношу слово целиков. Определяю, какой слог ударный.
3) Произношу слово целиком. Называю по порядку и записываю все звуки.
4) Указываю количество слогов и ударный слог.
5) Называю снова все звуки по порядку, записываю их в столбик и даю им характеристику.
6) Называю буквы, которыми они обозначены.
7) Указываю количество звуков и букв
- Выполни звуко-буквенный разбор слов по образцу. Характеризовать звуки письменно.
Шмель, ёрш, окунь, съел
Образец устного разбора: [й’ама]
яма
В этом слове 2 слога, первый - ударный, 4 звука, 3 буквы. Обозначены
[й’] - согласный, непарный мягкий, непарный звонкий буквой я
|а] - гласный, ударный
[м] - согласный, парный твёрдый, непарный звонкий, обозначен буквой м (эм) [а] - гласный, безударный, обозначен буквой а
В письменном разборе отступить от начала страницы расстояние, равное линейке (для записи букв, внизу, после звуков и букв провести черту и записать количество букв и звуков.
Слова для звукового разбора не записываются. Учитель произносит слово орфоэпически и предлагает разобрать его.
Ученик разбирает слово на слух, обязательно в произношении работа над каждым звуком.