Белозерова Юлия
Аквааэробика в бассейне ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аквааэробика - это популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать детей. Одной из её особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличии от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах. Выталкивающая сила воды создает благоприятные условия для детей с избыточным весом. Тем более что движения в воде имеют статодинамический характер, что благоприятно воздействует на рост мышечной и уменьшение жировой массы тела. С помощью аквааэробики можно укрепить связки и мышцы, которые с трудом развиваются во время занятий на суше; например, сухожилия, ограничивающие с боков подколенную ямку. Велико гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов. Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм:
Публикация «Аквааэробика в бассейне ДОУ» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
· формирование “мышечного корсета”;
· предупреждение искривлений позвоночника;
· гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног;
· устранение повышенной возбудимости и раздражительности, подверженности простудным заболеваниям.
Программа кроме занятий аквааэробикой включает элементы танца на воде, различных игр и эстафет на воде. Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.
Поиск наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию особенно актуален для детей дошкольного возраста, поскольку в данный период происходит интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия
собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ребёнка способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления.
Актуальность программы заключается в том, что плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей.
Игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, способствующий оздоровлению детей, укрепляющий их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. В последнее время увеличение числа детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств коррекции в условиях ДОУ. Одним из таких средств являются занятия аквааэробикой.
Настоящая программа не дублирует содержание основной
общеобразовательной программы в ДОУ, является дополнительной и учитывает специфику работы с детьми дошкольного возраста, возрастные особенности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Ее отличительной особенностью является развернутая деятельность педагога, направленная на обучение детей аквааэробике, в процессе которой происходит развитие физической и общей культуры, гармонии и высокой самооценки, приобщение к здоровому и активному образу жизни.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Устав МБ ДОУ;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Письмо МО РФ от 02.06.1998г. №89/34-16 «О реализации права
дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и
педагогических технологий;
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.2660/10 от 22.07.2010г.
Цель программы: обеспечение оздоровления, закаливания детского организма,
всестороннего физического развития средствами музыкальных ритмичных
согласованных движений в воде.
Задачи:
повысить сопротивляемости организма к заболеваниям;
расширить адаптивные возможности детского организма;
совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повысить работоспособности организма;
укрепить сухожилия связочно-суставного аппарата;
устранить повышение возбудимости и раздражительности.
сформировать теоретические и практические основы водного пространства;
обучить уверенным и безбоязненным движениям в воде под музыку;
развить творчество в игровых действиях под музыку в воде;
выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях
тела.
Развить чувства ритма, пластики в движениях;
развить движения под музыку при выполнении упражнений;
гармоничное развитие мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и
ног;
развитие плавательных навыков через разучивание согласованных
упражнений и композиций.
воспитать нравственно-волевые качества: настойчивости, смелости,
выдержки, силы воли;
сформировать устойчивого интереса к занятиям по плаванию, обеспечение
эмоционального благополучия при выполнении упражнений в водной среде;
воспитать доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Ожидаемый результат:
расширение кругозора у детей;
интерес у детей к музыкальному искусству, искусству танца на воде;
сформированность чувства ритма, пластики в движениях;
сформированность художественного вкуса в соответствии с возрастными
особенностями;
умение самостоятельно подбирать элементы для танцевальных композиций;
улучшение посещаемости за счёт снижение заболеваемости;
расширение спектра двигательных умений и навыков в горизонтальном и
вертикальном положениях тела в воде;
повышение динамики развития движений в воде;
развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка;
развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде; ощущение чувства радости и удовольствия от движений;
приобретение грации, пластичности, выразительности движений.
Содержание программы.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей сложности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа предусматривает взаимодействие детей в воде через игры и игровые упражнения, а также развитие движений по аквааэробике с элементами танца
Название раздела Количество занятий в год
Количество часов в год
I Аквааэробика 32 32
II Аквааэробика с элементами танца 32 32
Всего: 64 64
Структура программы.
Занятия предусматривают выполнение плавательных и физических упражнений под музыку в воде с элементами танцевальных движений, различные эстафеты и игры на воде в оздоровительных целях.
Всего в учебном году 64 занятия, которые проводятся 2 раза в неделю
продолжительностью 20 минут 3-4 года; 30 минут 5-6 лет. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста 5-6 лет с учетом их возрастных особенностей и уровня плавательной подготовленности и не имеющих медицинских противопоказаний.
Занятия в кружке включают элементы художественного плавания, Л. Ф. К. комплексы и плавательные упражнения, игры и игровые задания с предметами, восстановительные упражнения, эстафеты на воде.
Движения в воде рассматривается как комплексный навык, требующий
отдельной отработки каждого плавательного элемента: задержка дыхания,
погружение, всплывание, лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное дыхание. Ведущим методом обучения является игровой метод.
Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать поставленные задачи.
Для достижения максимальных результатов, на занятиях используются
следующие методы обучения:
наглядный: показ пособий и видеоматериалов, показ упражнений и приёмов, имитация, зрительные ориентиры, показ инструктора;
словесный: объяснения, указания, беседа, рассказ, заучивание терминологии,
команды, распоряжения, пояснения;
практический: выполнение упражнений в команде и индивидуально, повторение упражнений, игры, выполнение контрольных нормативов.
Структура занятия
3 минуты - разминка на суше;
5 минут – обучение базовым движениям аквааэробики с предметами и без
предметов.
5 минут – обучение аквааэробике и согласованности выполнении движений;
10 минут - подвижные игры на воде;
5 минуты - свободное плавание.
Занятие строится по следующей схеме:
подготовительная часть,
основная часть,
заключительная часть.
Подготовительная часть состоит из выполнения умеренных по интенсивности физических упражнений в воде, под музыку с предметами и без, обеспечивающих разогревание организма, повышение частоты пульса, дыхания.
Основная часть направлена на развитие физических качеств, силы,
гибкости, выносливости, а также основных навыков плавания. Состоит из
выполнения плавательных движений, элементов художественного плавания под музыку, упражнений на развитие акватворчества, комплексного использования умений и навыков в самостоятельной деятельности и в сотворчестве с педагогом.
Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки под успокаивающую, расслабляющую музыку, выполнение дыхательных упражнений, релаксации, заданий на расслабление методом контраста («напряжение» - «расслабление») и восстановление дыхания.
I раздел «Аквааэробика»
Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические
упражнения, выполняемые в воде:
игры на воде;
упражнения силовой направленности;
упражнения на гибкость и растяжку;
упражнения на расслабление;
упражнения, подводящие к обучению спортивным способам плавания.
Этапы работы по аквааэробике.
Период
Цели обучения
Методы
1 этап
октябрь
Ознакомление с видом аквааэробики и разнообразным акваоборудованием; обучение базовым движениям аквааэробики, правильному дыханию, приемам безопасного пребывания в воде.
Прыжки, подскоки, бег, различные виды ходьбы, махи руками и ногами, вращение вокруг своей оси, в сочетании с дыхательными упражнениями.
Ознакомление с
условиями
плавучести и
равновесия тела;
помощь в
ориентации в воде;
обучение основным
движениям в воде.
2 этап ноябрь-декабрь
3 этап
январь
Развитие координации и тренировка основных мышечных групп с использованием акваоборудования.
Общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические движения, подчиняющиеся определенному темпу, ритму выполнения и сопровождаются различной
по характеру музыкой.
Способствование развитию чувства ритма и умения управлять телом в воде; развитие творческих способностей фантазии и акватворчеству (варианты своих придуманных движений).
Совершенствование специальных упражнений.
Упражнения на все группы мышц.
Обучение специальным упражнениям на растяжку мышц в воде, для того, чтобы мышцы стали более эластичными и выносливыми.
II раздел «Аквааэробика с элементами танца».
Основными средствами занятий аквааэробикой с элементами танца в воде
являются:
ритмичные согласованные упражнения и композиции под музыку;
упражнения, направленные на пластичность и гибкость, выполнение
согласованных движений;
слушание музыки и ритма при выполнении упражнений и элементов танца;
выполнение композиций из отдельных элементов танца.
Принципы подбора музыкального произведения:
небольшие по объему (2 - 3 минуты);
доступные для детского восприятия и понимания;
удобные по темпу в воде (умеренно-быстрые или умеренно – медленные,
разнообразные по темпу, т. е. с ускорениями и замедлениями).
Начинать введение танцевальных элементов следует со второй половины учебного года.
Этапы разучивания аквааэробики с элементами танца.
Период Задачи обучения Методы
I этап февраль. Ознакомление с простыми упражнениями под спокойную музыку без изменения ритма. Движения под счет или сигнал, простые построения, выполнение композиций под музыку, выполнение простейших переворотов. Составление композиций для 2-4 человек, разучивание определенных сигналов и счета, для использования при разучивании элементов танца.
II этап март, апрель.
Разучивание связок и композиций с предметами и без предметов под музыку; координирование согласованности движений при выполнении различных упражнений. Движения в разных перестроениях, перевороты на 180-360 градусов, различные упражнения с предметами в паре. Формирование совместного выполнения движений, совершенствование выполнения упражнений в шеренге, кругу, умения следить за своей осанкой.
III этап май. Развитие гибкости, пластичности, красоты и эмоционального восприятия, радости при выполнении упражнений и движений на воде; выполнение разнообразных согласованных движений под музыку. Согласованное выполнение связок, элементов танца. Обучение качественному выполнению упражнений с соблюдением согласованности, корректирование работы ног и рук.
Перед разучиванием танца решаем задачи:
максимально сконцентрировать внимание детей;
вызвать интерес к новой композиции с помощью просмотров
видеофильмов, иллюстраций, прослушиваний музыкальных композиций;
активизировать детей с учетом индивидуальных способностей;
освоить танец детьми примерно в течение 3-5 недель.
Последовательность разучивания танца в течение месяца.
1 неделя Прослушивание мелодии, обсуждение темпа, характера, движений. Разучивание танцевальных движений на суше.
2 неделя Разучивание танцевальных движений в воде.
3 неделя Закрепление движений в воде, обучение согласованности в выполнении движений.
4 неделя Скоординированное выполнение танца.
5 неделя Отработка выполнения танца в костюмах и с предметами.
Чтобы достижения детей не прошли без внимания, необходимо использовать подготовленные композиции во время проведения праздников на воде, показательных выступлений для детей и родителей.
Методические рекомендации:
занятия проводится со всей группой детей;
при обучении целесообразен фронтальный метод;
разучивание упражнений сначала на месте, потом в движении;
на занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий
статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины;
использование игровых приёмов обучения;
после занятия целесообразно проводить оздоровительные мероприятия:
- самомассаж;
- ходьба по тропе здоровья;
- релаксационные упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- водный стрейтчинг;
- упражнения ЛФК.