Адиле Меметова
Актуальность создания службы системной дошкольной медиации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Разрешение конфликтных ситуаций в Дошкольном образовательном учреждении с помощью использования технологии альтернативного урегулирования споров – медиации очень актуальна на сегодняшний день. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Публикация «Актуальность создания службы системной дошкольной медиации в ДОУ» размещена в разделах
Если говорить простыми словами о том, что такое медиация, то это, эффективный способ урегулирования конфликтов, при котором сторонам помогает профессионально обученный специалист, то есть медиатор.
Сторонняя помощь в конфликте как инструмент для достижения результата, устраивающего обе стороны, давно зарекомендовала себя с самой лучше стороны. При условии, что медиатором выступает профессионал, и в учреждении действует служба системной дошкольной медиации.
Не в каждом образовательном учреждении есть профессиональный медиатор. Но повышая компетентность участников образовательного процесса мы можем предотвратить многие конфликты. Конфликты являются частью повседневной жизни и требует от человека поиска новых решений и энергетических затрат, и мы часто оказываемся втянутыми в тот или иной конфликт. Иногда бывают ситуации, когда конфликта уже не избежать, но очень важно найти эффективные способы разрешения конфликта умение решать конфликты относится коммуникативным способностям что является частью профессиональной культуры педагога навыки конструктивного поведения педагога в конфликтные ситуации являются техникой личной психологической безопасности профессиональной деятельности.
В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей, который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.1100.2012г. № 1916-р, в образовательных учреждениях предусматривается организация службы медиации с целью защиты прав детей и формирования безопасного пространства.
Одна из наиболее значимых причин развития служб системной дошкольной медиации в образовательных организациях, заключается в социальном расслоении, которое обозначилось в современном обществе. При этом механизмы «социальных люфтов», обеспечивающих равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта, не действуют, что вызывает рост социального напряжения. Снижение толерантности и повышение агрессивности, что приводит к увеличению числа конфликтов. В условиях развертывания миграционных процессов обостряются межнациональные и межконфессионные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыков толерантного общения в многонациональном обществе.
Еще одна важная причина обратиться к созданию службы дошкольной медиации задана ослаблением роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом всё в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации, что является почвой для конфликтов.
В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Российская Федерация активно интегрируется в глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми. Интеграция системной дошкольной медиации в образовательное пространство выходит далеко за рамки взаимодействия «ребенок-семья-образовательная организация». Если гуманный инструментарий разрешения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом.
Современное общество остро нуждается в распространении толерантности и в подготовке граждан к конструктивному взаимодействию. Для этого необходимо повышать социализацию членов общества – принимать меры по воспитанию менталитете сотрудничества и всестороннего партнерства. Служба системной дошкольной медиации призвана решать проблемы, возникающие при достижении поставленных целей, воспитывая у подрастающего поколения приверженность гуманистическим ценностям. Развитие этой службы является важной социальной инновацией, поскольку ее внедрение в деятельность образовательной организации позволит:
• предотвращать конфликтные ситуации, которые вовлекаются дети, а также их родители и персонал образовательных учреждений;
• повысить эффективность профилактической и коррекционной работы, направленной на подавление асоциального поведения;
• повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;
• обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
• создать условия для участия общественности и родителей в решении проблем, возникающих при формировании благоприятной развивающей среды;
• консолидировать персонал и оздоровить психологический климат в образовательной организации.