Елена Петрова
Актуальность логоритмических упражнений и элементов вокалотерапии в развитии ребёнка с ринолалией
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкального воспитания как важного средства развития личности ребенка с ОВЗ.
Одной из главных задач музыкального воспитания детей-инвалидов мы считаем развитие его эмоциональной сферы, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребёнка, развития его психических функций, регуляции поведения. Одна из центральных ролей в формировании эмоциональной составляющей принадлежит искусству. Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребёнка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует
Публикация «Актуальность логоритмических упражнений и элементов вокалотерапии в развитии ребёнка с ринолалией» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.
«Музыка – модель человеческих эмоций» (В. В. Медушевский). (на слайде)
Благодаря уникальным особенностям музыки, она способствует развитию не
только эмоциональной, но и познавательной, и нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность.
Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки.
Для организации музыкальной деятельности и эффективного индивидуального сопровождения ребёнка со сложными структурными нарушениями развития ни одна из существующих методик музыкального воспитания не подходит полностью, поэтому использую, адаптируя для каждого конкретного случая, элементы из множества программ, технологий и методик. В своей работе в основном я опираюсь на программу «АООП ДО для детей с ОВЗ (задержка психического развития)». Одновременно использую в работе методики современных музыкальных авторов: Т. Э. Тютюнниковой «Учусь творить», А. И. Бурениной «Ритмическая пластика», М. Картушиной «Музыкально-коррекционные занятия с дошкольниками», Г. А. Волкова «Коррекционная ритмика» и др.
Цель деятельности: это способствование формированию средствами
музыки, гармоничной, социально-адаптированной личности ребёнка, что
возможно при наличии устойчивого интереса и создания, эмоционального комфорта на занятиях.
Сущность этой деятельности ведётся в способности вызвать у «особого»
ребёнка положительные эмоции, которые оказывают корректирующее воздействие на психосоматические и психо - эмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы организма ребёнка-инвалида.
Исходя из задач АООП, формируя содержание, структуру и методы проведения музыкальных занятий, мы определили важные задачи:
- Стимулировать у детей желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, рассказывать о ней, обогащать запас музыкальных впечатлений;
- Совершенствовать умения запоминать, узнавать знакомые простейшие мелодии;
- Формировать ясную дикцию в процессе пения, учить пониманию и выполнению основных дирижерских жестов: внимание, вдох, вступление, снятие;
- Учить называть музыкальные инструменты и подбирать (с помощью взрослого) тот или иной инструмент для передачи характера соответствующего сказочного персонажа;
- Развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений, мелкую моторику.
- Развивать, чувство ритма память, музыкальный слух, творческое воображение и способность сопереживать.
Структура занятия
Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить.
В музыкальной деятельности существуют два этапа: первый воспринимающая деятельность, когда ребенку поют, играют на инструменте, а он слушает; и второй, который строится на методе «освобождения творческих сил» и благодаря этому ребёнок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте, самостоятельно двигается под музыку, придумывая движения. А результатом является эмоциональная отзывчивость и прекрасное настроение детей.
В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, которые могут решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. В дошкольном возрасте одним из эффективных одним из методов здоровьесберегающей и психо – коррекционной работы с детьми является вокалотерапия.
Вокалотерапия
Вокалотерапия – это методика, основанная на пении и определенной системе упражнений, которая позволяет стимулировать внутренние органы человека, а также нормализовать функциональность нервной системы, и повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам.
Все знают, что самый лучший способ успокоить ребёнка – это убаюкивание. Материнская колыбельная – это то, что необходимо ребёнку, и то, что он запоминает на всю жизнь. Но пение оказывает влияние не только на тех, кто слушает, но и на тех, кто поёт. Песнопение позволяет избавиться от нервного напряжения, стресса и даже от некоторых патологий внутренних органов.
К сожалению, в нашей стране, вокалотерапия пока не является развитым и популярным направлением. Люди всё чаще пишут друг другу электронные письма, общаются посредством социальных сетей, и всё меньше слышат голос друг друга. А ведь именно голос, выдаёт эмоции человека – он дрожит когда мы нервничаем, напрягаемся когда злимся, становится нежным и тихим когда мы любим.
Голос человека - это индивидуальный инструмент, который отображает его эмоции и с его помощью можно извлекать неповторимые звуки.
Венгерский композитор Кодай ещё 100 лет назад писал, что ритм и пение – это отличная тренировка гортани и лёгких, а также «дисциплинирование» нервной системы.
Ничто не сравнится с целительным влиянием музыки и, в частности, пения на организм ребёнка по своей силе воздействия. Об этом говорили такие ученые, как Пифагор, В. М. Бехтерев, А. Адлер и другие.
В России, для изучения музыкально – терапевтических эффектов, в 1913 году под руководством знаменитого врача – рефлексолога В. М. Бехтерева была создана исследовательская группа, в которую входили компетентные врачи – нейрофизиологи и музыканты. Исследования доказали, что музыка активно влияет на дыхательную, сердечно – сосудистую, двигательную и нервную системы человеческого организма, что приводит к определённым биохимическим и гормональным изменениям.
Особые методики исцеления вокалом положены в основе лечебной системы С. В. Шушарджана. (Москва). Руководитель научно – исследовательского Центра Музыкальной терапии и медико – акустических технологий С. В. Шушарджан, имея музыкальное и медицинское образования, в прошлом оперный певец, выделяет вокалотерапию как метод коррекции нарушенных функций и повышения резервных возможностей организма человека.
Лабораторными исследованиями было доказано, что ежедневное получасовое пение исключительно благотворно действует на весь организм человека.
В нашем теле любой орган имеет свою вибрацию, свое звучание, причём вибрации здоровых органов отличаются от вибрации нездоровых органов. Таким образом, мы освобождаемся от негативных эмоций и боли.
Приобщение детей с раннего детства к доступной и любимой ими вокальной деятельности способствует полноценному психическому, физическому и личностному развитию детей. Реагируя на первые музыкальные звуки, ребёнок приобретает начальный опыт эмоциональных переживаний, которые развивают сферу чувств и формируют мышление.
Вокалотерапия очень эффективна с детьми ОВЗ. Она особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. С тяжёлыми формами нарушения речевого развития.
Положительный эффект методики на процесс общего развития и коррекции речи предлагаю рассмотреть на примере его воздействия на ребёнка с диагнозом ринолалия.
Классификация ринолалии
В настоящее время в трудах отечественных и зарубежных учёных распространено объективное мнение, что ринолалия – это наиболее сложная клиническая форма речевой патологии, так как ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, которая обусловлена некоторыми анатомическими и физиологическими дефектами речевого аппарата, в виде расщелин нёба, сращения губы, альвеолярного отростка, десны, твёрдого и мягкого нёба.
Теоретическими аспектами возникновения ринолалии занимались учёные как Ипполитова А. Г., Нелюбова З. Г., Соломатина Г. Н., Вансовская Л. И. и другие.
Диагноз «ринолалия» для ребёнка означает появление как функциональных нарушений, которые заметно влияют на физическое состояние ребёнка, так и его психологическое состояние. Именно поэтому, в настоящее время, необходим комплексный подход к коррекционно – педагогической работе с такими детьми. Это требует слаженной работы целого ряда специалистов. Психолога, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя и конечно воспитателей группы.
Сегодня речь пойдёт об, открытой ринолалии, так как именно с таким ребёнком ведётся коррекционная работа в нашем дошкольном учреждении.
Открытая ринолалия является одним из наиболее сложных речевых дефектов, так как оказывает влияние не только на речевое развитие ребёнка, но и формирование его психики. По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; дети с задержкой психического развития; дети с олигофренией (разной степени).
При открытой ринолалии – воздух одновременно проходит через рот и нос.
В наше дошкольное учреждение поступила девочка, диагноз: ОНР 3 уровень, открытая ринолалия у ребёнка с ЗПР. (У ребёнка имеется инвалидность)
Ринолалия врождённая. Была проведена операция. Ребёнок поступил в детский сад, после операционный период.
Слова и фразы были малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Произношение некоторых согласных звуков представляет для ребёнка особую трудность.
Гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым оттенком.
С ребёнком ведётся индивидуальная коррекционная работа.
Что же включает в себя занятие с элементами логоритмических и вокало – терапевтических упражнений :
Структура занятия:
Артикуляционная гимнастика
Работа над дыханием
Распевание на гласные звуки
Пение
Пальчиковая гимнастика
Упражнения на крупную моторику
Упражнения для релаксации
Результатом комплексного сопровождения специалистами ДОУ ребёнка с ринолалией являются следующие результаты:
В сфере музыкального воспитания:
Появилась звонкость голоса, интонирование мелодии (в определённом диапазоне, координация движений (значительные улучшения, чувство ритма (не значительные улучшения). Работа продолжается.
В сфере речевого развития : Улучшения также значительные. Ребёнок систематически проходит курс лечения, в Российском реабилитационном центре «Детство» (Домодедово).
Результаты реабилитации и коррекции в нашем дошкольном учреждении следующие:
Ребенку сняли диагноз ЗПР, девочка идет в школу города Москвы, реабилитационная школа – интернат.
В области развития познавательных функций:
В начале поступления в детский сад у ребёнка познавательное развитие снижено. На выходе их дошкольного учреждения динамика значительная.
Подводя итог, необходимо отметить, что использование пения в решении проблем развития и коррекции ребенка с диагнозом «Открытая ринолалия», действительно оправдано. Таким образом, заслуги вокалотерапии и логоритмических упражнений, достаточно велики, а самое главное и важное то, что они способны особому ребёнку подарить вторую жизнь.