Наталья Приходская
Актуальность использования ИКТ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. В нашей стране за последние несколько лет произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях, формируются электронные ресурсы дошкольного образования.
Публикация «Актуальность использования ИКТ в ДОУ» размещена в разделах
В настоящее время реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан к этой информации. Поэтому, использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современными мультимедийным оборудованием, но и создавать образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
В педагогике существует более 50 педагогических технологий, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится образование. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы : долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную ( ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео) информацию.
Освоение ИКТ реализуется по ряду направлений:
• Укрепление уровня материально-технического обеспечения (подключение к сети Интернет, приобретение компьютеров, интерактивных досок и др.).
• Овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса (воспитанников, родителей, педагогов, руководителей).
• Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения.
• Применение ИКТ в воспитательном процессе, разных видах деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для развития индивидуальности воспитанников (олимпиады, конкурсы, форумы и др.).
• Применение ИКТ в управленческой деятельности.
Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.
Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и «продвинутым» родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем направлениям развития, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Считая данную проблему актуальной на сегодняшний день, в нашем дошкольном учреждении была организована мунципальная стажировочная площадка «Применение ИКТ в работе современного педагога ДОУ»
Передовой опыт – самая оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы. Представляем лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
Я думаю для всех очевидно, что современные технологи стремительно движутся вперед, и окружают нас во всех сферах жизни, от доставки продуктов, до записи в поликлинику. Современного педагога так же всюду окружают информационно-коммуникационные технологии, рабочие чаты, табеля в программе Exell, программы и планы в программе word, дистанционные курсы повышения квалификации и т. д. С каждым годом педагог должен становится все более и более информационно мобилен, быстрее осваивать новые технологии и компьютерные программы.
В нашем ДОУ уже несколько лет ведется работа по совершенствованию информационной компетентности педагогов. Наши педагоги принимают активное участие в дистанционных конкурсах, конкурсах видеофильмов, видеоработ, снимают образовательные мастер-классы, так же используют различные интернет-сервисы для дистанционной работы с родителями, мы проводим совещания с коллегами на платформах для дистанционной связи.
Ни для кого ни секрет, что в каждом образовательном учреждении ведется официальный сайт ДОУ, а так же социальные сети, большое количество времени уделяется имиджу учреждения посредством социальных сетей. Каждый педагог транслирует свой личный педагогический опыт, как на в официальных социальных сетях ДОУ, так же и на различных образовательных порталах.
Подводя итог своего выступления, я бы хотела сказать, что современный педагог-это человек который идет в ногу со временем, использует в своей работе информационные технологии для облегчения множества задач, для удовлетворения потребностей современных родителей и детей, который транслирует свой опыт на всю страну и принимает опыт коллег, и прежде всего современный педагог-это человек который всегда готов осваивать новые знания и задачи.