Пяшина Алсу
Актуальность использования дидактических игр в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Детские дидактические игры – главное средство разностороннего воспитания ребёнка. Использование дидактических игр, как средства обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы.
Публикация «Актуальность использования дидактических игр в ДОУ» размещена в разделах
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игровая деятельность названа «сквозным механизмом развития» ребенка, т. к. игра позволяет успешно формировать социально-нормативные возрастные характеристики, социально-нормативные основы поведения ребёнка, и повышает эффективность образовательного процесса. [1]
Но сегодня немало проблем, связанных с организацией игровой деятельности современных детей. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от педагогов требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, способствуя адекватной социализации ребенка. В настоящее время дидактические игры чаще используются для закрепления пройденного материала, и недостаточно уделяется внимания решению развивающих и воспитательных задач. Использование дидактических игр имеет несистемный характер, отсутствует реализация принципа усложнения игровых правил, задач.
Вся деятельность современного педагога в руководстве различными играми должна сводиться к тому, чтобы воспитать в детях творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах, дружелюбие, отзывчивость, обогащать культуру честного соперничества и другие нравственные качества.
Проблемой руководства играми детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие ученые педагоги и психологи. Согласно теоретическим позициям психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста. В. В. Ветрова, Л. М. Кларина, М. И. Лисина, B.И. Логинова, Н. Н. Поддьяков, Е. О. Смирнова считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир.
У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей, стояли М. Монтессори, Ф. Фребель. Много внимания дидактической игре уделяли В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, П. Ф. Лесгафт, Е. И. Тихеева, Л. Н. Толстой, А. П. Усова, К. Д. Ушинский и др. Р. И. Жуковская, А. С. Макаренко, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева, А. П. Усова подчеркивали важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания, умения и навыки в различных сферах деятельности.
Сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования и ее практической значимости.