вера васильченко
Актуализация здоровьесберегающей работы в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Актуализация здоровьесберегающей работы в ДОО
Здоровое общество - здоровая и процветающая страна. Поэтому проблемы здоровья населения являются одной из главных задач государства.
Здоровье человека начинает формироваться с рождения. Большая роль отводится дошкольным образовательным организациям, в которых дети находятся по 10-12 часов, 5 дней в неделю в течение 5-6 лет.
В этот период у ребенка закладываются основы физического, психического и социального развития. Формируются отношения к окружающему миру, к себе, к своему здоровью, к людям, которые его окружают.
Публикация «Актуализация здоровьесберегающей работы в ДОО» размещена в разделах
Интерес ученых к здоровью детей всегда был высоким, но последнее время он обусловлен всё возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, «…за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу» [6, с. 119]. Наряду с семьёй и системой здравоохранения, доля вины за негативные тенденции в здоровье детей лежит и на органах образования, в том числе и дошкольного.
Гиподинамия (слабая физическая активность, некачественное питание, психологический дискомфорт — лишь некоторые причины, создающие благополучную атмосферу для ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения (Скрипников А. В., 2018г).
В федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС) огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей.
Одна из приоритетных задач ФГОС – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном образовании
Взаимодействие специалистов внутри организации, педагогического коллектива и родителей в дошкольном учреждении и системный подход, должны решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста.
Содержательная деятельность по формированию культуры здорового образа жизни (ЗОЖ) включает:
медико-образовательную деятельность (знания о здоровье, способах его поддержания; потребности и мотивационные установки; умения и навыки оздоровления);
физкультурно-оздоровительная деятельность как процесс освоения ценностного потенциала физической культуры и здоровья;
культурно-досуговая деятельность, формирующую духовно-нравственную составляющую здоровья (О. Л. Трещева, И. В. Новоселова 2007г).
В процессе формирования у детей культуры здоровья и здорового образа жизни (здоровьесберегающей деятельности в ДОУ) наиболее существенными направлениями образовательной системы являются:
организация воспитательно-образовательной деятельности;
организация физического воспитания;
валеологическое образование, ориентированное на создание позитивного отношения к здоровью;
психолого-физиологическое сопровождение воспитательно-образовательной деятельности.
Представители развивающего здоровьесберегающего научного направления (В. П. Казначеев 1997; Г. А. Куразаев и др., 1996; Э. М. Казин и др., 2000) главным считают разностороннее совершенствование человека в гармоничном балансе души и тела: сохранение, укрепление и развитие духовной, психической и соматической составляющих здоровья.
По итогам ежегодного анкетирования родителей (законных представителей) в вопросах организации деятельности ДОУ, прослеживается положительное отношение их к здоровому образу жизни, особенно в отношении питания и организации двигательного режима в ДОУ, в вопросах проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и создании психологической атмосферы в ДОУ. Но на самом деле показатели составляющих здоровьесберегающей деятельности противоположные, при наличии в ДОУ бассейна, всего 33% детей посещают бассейн, родители не дают согласие на посещение или забывают принести принадлежности для плавания. Количество детей, посещающих творческие объединения по физической культуре, падает. Увеличивается количество детей в творческих объединениях по художественно-эстетическому и познавательному развитию. Из этого вытекает и снижение показателей физического развития детей.
Мы должны выбрать такие способы воспитания основ культуры здоровья, которые сформируют навыки здорового образа жизни и ценность здоровья в дошкольном образовательном учреждении