Князева Ирина Васильевна
Конспект занятия «Мир добра и толерантности» в разновозрастной группе с детьми ОВЗ 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В настоящее время эта тема является самой важной, ведь у детей закладывается главное нравственное качество - " доброта", которое формирует и характер ребенка.
Цель: Формирование толерантной культуры ребенка, воспитания положительных качеств, развитие способности к сплочению коллектива, вызывать желание детей к совершению добрых поступков и добрых дел. С уважением относиться к другим людям не зависимо от их состояния здоровья, возраста, национальности. Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со значением слова «толерантность».
Продолжать работу по обогащению словаря детей, упражнять в словообразовании, подборе антонимов, однокоренных слов, поговорок.
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
Учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Формировать умение создавать подарок своими руками.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и образное мышление, графо-моторные навыки.
Совершенствовать фонематический слух.
Совершенствовать слуховое внимание.
Активизировать словарный запас.
Развивать связную речь. Развивать моторику рук.
Воспитательные:
Воспитание терпимости и доброжелательности в детском коллективе, развивать способность решать конфликтную ситуацию мирным путем независимо от принадлежности к разным национальным культурам, расширять представления детей о " дружбе", "доброте", " взаимопомощи".
Развивать эмоциональную сферу детей, умение сопереживать, быть отзывчивыми, заботливыми, благодарными.
Развивать доброжелательное отношение и стремление помочь пожилым людям и младшим по возрасту. Воспитывать трудолюбие и аккуратность.
Здоровьесберегающие технологии: смена режима динамических поз (сидя, стоя, физкультминутка, соблюдение продолжительности занятия (20 минут)
Оборудование: картинки с изображением плохих и хороших поступков, простые карандаши, картинки, иллюстрирующие слова- антонимы, материал для поделки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
(Дети выполняют движения по тексту стихотворения)
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Поиграем с вами в игру «Доскажи словечко».
Воспитатель:
Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
- Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… спасибо
- Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день
- Мальчик вежливый, понятливый, говорит, встречаясь… здравствуйте
- Когда нас ругают за шалости, говорим: … простите, пожалуйста
- Везде и всюду говорят на прощание … до свидания
Воспитатель: Стать вежливым нелегко, но это очень важно ребята!
2. Игра «Скажи наоборот».
Дети: Взрослые – дети
Светлокожие – темнокожие
Слышащие – глухие
Здоровые – больные, инвалиды
Сильные – слабые
Воспитатель:
А еще люди отличаются друг от друга национальностью, внешностью, интересами, предпочтениями. Люди вокруг не похожи друг на друга. Но за это никто друг друга не обижает, а принимают такими, какие они есть. Такое качество называется «толерантность». Это слово знают во всем мире. Люди во всех странах стараются быть толерантными, то есть терпимыми к любому человеку, непохожему на других.
16 ноября отмечается праздник «День толерантности».
На слово «толерантность» похожи более привычные для нас слова - «доброта», «забота», «уважение», «милосердие», «терпимость», «сострадание».
3. Подбор однокоренных слов.
Воспитатель:
У слова «доброта», как у многих других слов есть своя семейка. Давайте соберем их вместе.
Дети: Доброта- добро, добрый, добренький, доброжелательный, одобрять, Добрыня, удобрение. (можно помогать детям наводящими вопросами)
4. Отгадывание загадок.
Воспитатель:
Взгляните на бабушку и дедушку. Какое у них настроение?
- Бабушка и дедушка выглядят расстроенными, растерянными, грустными, беспомощными.
- Какие чувства вы испытали, когда их увидели?
- Их стало жалко, захотелось успокоить, помочь им.
Бабушка с дедушкой никак не могут найти свои вещи. Хотите помочь? Для этого вам нужно отгадать загадки.
Воспитатель:
На носу они сидят,
Плохо видеть не велят!
Дети: (очки)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья,
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
Дети: (тапочки)
Инструмент бывалый-
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет.
Дети: (ножницы)
Склеена и сшита,
Без дверей закрыта.
Кто ее открывает,
Тот много знает.
Дети: (книга)
Воспитатель: Спасибо, ребята. А вы помогаете своим бабушкам и дедушкам?
5. Физминутка Доброе утро.
- Доброе утро! – птицы запели (дети машут руками)
- Добрые люди встают с постели; (показывают, как просыпаются, потягиваются)
- Прячется все темнота по углам, (разбегаются, прячутся за мебелью)
- Солнце вошло и идет по делам! (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)
6. 4-й лишний; составление предложений по сюжетным картинкам.
Воспитатель:
- Ребята, какая картинка здесь лишняя? Почему?
- На лишней картинке плохой поступок: мальчик обижает девочку. Он отобрал у нее игрушку.
- Что изображено на остальных картинках?
- Мальчик защищает девочку.
- Мальчик и девочка делятся игрушками.
- Девочка катает малыша на санках.
7. Пословицы и поговорки о доброте.
Воспитатель:
Народ о добре сложил много пословиц и поговорок. Вспомним некоторые из них. Я буду говорить начало, а вы - продолжайте.
- Добрые слова. (лучше мягкого пирога).
- Жизнь дана. (на добрые дела).
- За добро. (добром платят).
8. Развитие графо-моторных навыков.
Поделка из бумаги открытка подарок «Сердечко на ладошке»
9. Итог.
Воспитатель: Ребята слово «толерантность» давайте вспомним как мы можем его по другому назвать: для нас слова - «доброта», «забота», «уважение», «милосердие», «терпимость», «сострадание».
Ребята, вы умеете помогать не только друг другу, но и старшим и тем, кто младше вас, вы очень внимательны по отношению друг к другу, то есть отзывчивые, заботливые и добрые.
Вы умеете принимать друг друга такими, какие вы есть. Будет правильно, если я скажу, что вы толерантные.