Ирина Киселева
Консультация «Агрессия у ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессия (в наиболее общем определении) – это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную ( словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.
Причины
Публикация «Консультация „Агрессия у ребёнка“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Столкнувшись впервые с этим явлением, родители недоумевают: почему ребёнок агрессивный, ведь в семье никто голоса не повышает, наследственность идеальная. Тут же возникают обвинения в адрес школы, дворовой компании и пр. Но чаще всего причины уходят корнями в детство. Психологи называют 4 основных провоцирующих фактора, срабатывающих на подсознательном уровне ещё в 2-3 года.
Паттерн поведения
Осваивая окружающий мир, малыш пробует разные модели поведения. Если какая-то из них оказывается успешной и позволяет добиться желаемого, она отпечатывается в подсознании и становится устойчивым паттерном. Например, если хоть раз получилось с помощью агрессии отобрать у другого игрушку, он будет прибегать к ней снова и снова.
Копирование
Особенность детского возраста — слепое (бессознательное) копирование чьего-то поведения. Чаще всего — родителей. Если отец (а иногда и мать) ведёт себя агрессивно (по отношению к домочадцам, прохожим на улице, кассиру в магазине, малыш приходит к выводу «Папа хороший, я хочу быть на него похожим, значит буду делать так же». Подражать можно старшим братьям (сёстрам, учителю, сверстнику, любимому персонажу из кино- или мультфильма.
Самозащита
Протест против несправедливых ситуаций или негодование малыш может выражать либо через эмоции (обзываться, плакать, злиться, либо на уровне поступков (драться, кусаться). Чем чаще он сталкивается с жестокостью окружающего мира, тем устойчивее становится агрессия как паттерн поведения.
Недостаток любви
Если ребёнку не хватает внимания со стороны родителей, он пытается привлечь его разными способами. Видит, что они реагируют на агрессию, и повторяет ситуацию. При этом ему не важно, что за это ругают и наказывают. Для него главное — они уделяют ему время.
Самые частые психоэмоциональные причины агрессии у детей :
слепое копирование агрессивных взрослых и антигероев;
самозащита в ответ на конфликтные ситуации;
дефицит внимания;
сильная эмоциональная привязанность к кому-либо, которая выражается через агрессию;
низкая самооценка;
неумение контролировать эмоции;
ревность;
проблемы с социальной адаптацией, межличностные конфликты, асоциальное окружение;
просмотр передач и фильмов, переполненных сценами жестокости и насилия;
повышенная возбудимость;
психотравма, стрессовая ситуация.
Однако причины агрессивного поведения у детей могут быть продиктованы и физиологией:
соматические заболевания;
органические поражения головного мозга;
недостаточно развитые когнитивные способности: рассеянное внимание, низкий интеллект;
наследственные заболевания;
переутомление, усталость.
Часто в агрессивности ребёнка виноваты родители, которые:
сами ведут себя агрессивно;
непоследовательны в воспитании;
придерживаются системы жестоких наказаний, чрезмерно строги: бьют, унижают, постоянно критикуют.
В каждом отдельном случае срабатывает свой комплекс причин. Если родители затрудняются ответить, какой из вышеперечисленных факторов стал отправной точкой, не лишним будет посетить психотерапевта. Он подскажет, что делать, чтобы помочь ребёнку справиться с агрессией, пока она не перешла из разряда устойчивого паттерна поведения в черту характера.
Признаки
Во-первых, ребёнок проявляет агрессию через поведение и поступки:
дерётся или просто замахивается;
пинается;
кусается;
бросается игрушками и другими предметами;
толкается;
плюётся;
царапается;
плачет, кричит, истерит;
щипается;
рвёт одежду;
отбирает игрушки.
При этом агрессивное поведение выставляется напоказ, чтобы все обратили на него внимание. Попутно он демонстративно отказывается соблюдать правила (не идёт есть, не ложится спать, не одевается) и не признаёт своих ошибок. Поэтому бесполезно в такие моменты объяснять, что он поступает плохо.
Во-вторых, агрессивный ребёнок использует словесные приёмы, чтобы излить злость:
всех задирает;
обзывается;
угрожает;
матерится;
оскорбляет;
спорит;
насмехается.
Некоторые агрессивные дети используют только один шаблон поведения, закреплённый на подсознательном уровне.
Пример из практики. На приём к психотерапевту привели 4-летнюю девочку, которая в моменты ярости всех вокруг начинала царапать. Она не кричала, не плакала, не дралась. Только изображала злобу на лице и впивалась когтями в кожу того, кто находился рядом. В ходе работы с ней оказалось, что 2 года назад она попыталась отобрать игрушку у кошки, и та в ответ сильно её поцарапала. Двухлетняя малышка запомнила этот метод защиты и стала активно применять.
Но чаще всего агрессия проявляется в комплексе. То есть идут одновременно и гримасы злобы, и поведение-насилие, и словесное выражение эмоций.
Если приступ переходит в истерику, это первый признак того, что поведение становится патологическим и требует психотерапевтического вмешательства.