Татьяна Пьянкова
Адаптационный тренинг для начинающих педагогов «Познай себя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга : содействие успешной социально-психологической адаптации молодых педагогов сферы образования.
Задачи:
• Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.
• Содействовать осознанию педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку.
• Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
Публикация «Адаптационный тренинг для начинающих педагогов „Познай себя“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Тренинговый формат предполагает некоторые правила, их несколько:
• активность: только «делание» помогает в освоении любого навыка;
• общение по принципу «здесь и сейчас» : говорить о том, что важно сегодня и сейчас (о чувствах и мыслях)
• «Я-высказывание» : говорить за себя, приблизительно в такой форме: «Я чувствую… Мне кажется…Я думаю…». Безличные высказывания типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…», это ловушка, которая мешает нам осознавать те или иные события, смыслы.
• уважение к говорящему: к его личности, к его мнению.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
• Разминка. Упражнение «Десять секунд»
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Время: 5–15 минут.
Сейчас вы начнете спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего, т. е. меня, и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд. Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Задание понятно? Мы начинаем. Начинаем ходьбу!
• Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого – нет. Раз, два, три… десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?
• Продолжаем ходьбу! Распределиться по длине волос! (Счет, проверка.)
• Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю одежды: брюки, юбки, платья. (Счет, проверка.)
• По настроению, которое вы сейчас испытываете (Счет, проверка.)
Разминка. Упражнение «Реинкарнация»
Все знают, что такое реинкарнация? («перевоплощение, перерождение души»). Пофантазируем! Я прошу каждого сказать, кем бы вы были или возможно будете в случае реинкарнации и почему («почему» может быть несколько). Один человек импровизирует на тему, которую я предложу по очереди. Темы будут меняться, поэтому не готовьте ответ заранее. Просьба быть активным, внимательным к другим и работать в быстром темпе. Начнем с животного, н-р, «Я была бы кошкой, потому что мне нравится быть свободной».
Предлагаемый список: Животное, Фрукт, Историческая фигура, Предметы быта, Персонаж мультфильма, Город
Здорово, что разминка закончилась на позитиве!
• Упражнение «Фото в телефоне»
Для следующей практики нужен телефон. Объединитесь в пары, с теми, кого вы знаете меньше всего, с самым незнакомым вам человеком. Удобней будет сесть рядом.
Выберите из фотоальбома в телефоне свою фотографию (портрет или сюжетную не важно, предложите коллеге рассказать о вас по фото, как можно больше предположений о ваших увлечениях, интересах, личных качествах. Не менее 5 предположений! Про кого говорят, просто слушайте коллегу, старайтесь эмоционально не реагировать. Потом поменяйтесь. Следующий шаг: проверить – верны ли предположения друг о друге, т. е. вступить в диалог.
На работу 5 минуты. Когда пройдет половина времени, я об этом скажу.
В случае, если нет фотографии в телефоне, тогда просто смотрим на человека и высказываем предположения: о его интересах, личных качествах!
Обсуждение.
-Есть те, у кого совпали предположения и факты? Что помогло?
-Кто готов поделиться предположениями и фактами?
Выслушать 2-3 пары
-Что дает нам подобная практика? Задумываемся, а вдруг, то, что увидел другой во мне, действительно есть? Учимся быть более внимательными к другим.
• Упражнение «Цветные леденцы» (блюдо с конфетами)
Посмотрите на конфеты и выберите ту, которая, как вам кажется, больше всего похожа на Ваше состояние как педагога, в настоящее время. А затем расскажите пару предложений, почему вы похожи на эту конфету или конфета на вас. Несколько секунд, чтобы собраться с чувствами и мыслями. Итак, пожалуйста.
• Упражнение «Какое качество важнее?»
Цели: сформировать у участников более глубокое представление о личностных качествах педагога, стимулировать их к рефлексии собственных качеств.
И вот вы такие разные, но в чем-то определенно похожие, и вы педагоги. У каждого из вас есть определенные представления о личностных качествах педагога. И сейчас мы о них немного поговорим. Я буду показывать листы с написанными на них тремя качествами. Задача – в каждой строке определить самое важное качество, на ваш взгляд, и обосновать свое решение. Напоминаю, у нас действует правило: уважение к говорящему: к его личности, к его мнению.
• мудрость, надежность, настойчивость;
• активность, бескорыстие, терпеливость;
• сила воли, скромность, смелость;
• гордость, гибкость, доброжелательность;
• невозмутимость, обаяние, общительность.
Возможно, кто–то из вас слышал такое понятие как «эмоциональное (профессиональное) выгорание»? И может показаться, как проф. выгорание связано с начинающим педагогом? Однако, учеными доказано, что эмоц. выгорание может настигнуть даже тех, кто только еще начал свою деятельность. Этот синдром «помолодел». Особенно в «помогающих» профессиях, к которой относится профессия педагог.
Также важно об этом знать каждому, т. к. синдром эмоционального выгорания опасен как для человека, так и для окружающих. Если в коллективе появился человек, переживающий профессиональное выгорание, то возможна цепная реакция. Пессимизм начинает действовать как вирусное заболевание. А вы все – часть коллектива. Сегодня мы не будем говорить о проф. выгорании. Однако, я хочу вам предложить несколько инструментов, которые помогают переживать напряжения в психоэмоциональном плане, в стрессовых ситуациях, которые встречают нас во всех сферах жизни.
-А какие практики, приемы знаете, используете вы в своей жизни, чтоб справиться с эмоциональным напряжением, в стрессовой ситуации?
• Практика «Дыхание по квадрату»
Обращали ли вы внимание, что у нашего дыхания всегда есть рисунок? Этот рисунок меняется в зависимости от смены эмоционального состояния. Например, когда мы волнуемся, спокойны или спим, то дышим совершенно по-разному.
Сегодня я предлагаю вам очень простую технику, не требующую специальной подготовки или условий. При этом быстро переключающую из состояния эмоционального возбуждения в осознанное состояние наблюдателя. Это дыхание по квадрату.
Техника "квадратного дыхания" довольно проста и выполнять её можно практически в любом месте, в любое время. Для того что бы ощутить изменение состояния не требуется больших временных затрат, достаточно будет 5 минут, но ограничений по времени выполнения нет.
• Займите удобную позу стоя или сидя с прямой спиной, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Дышите осознано и глубоко, используя полное йоговское дыхание.
• Затем, делая вдох, считайте про себя (раз, два, три, четыре)
• Сделайте задержку дыхания, равную по продолжительности вдоху
• После задержки выдох и снова задержка дыхания, соответственно схеме, приведённой выше
• Во время практики сосредоточьте внимание на дыхании, не вовлекайтесь в мыслительный процесс
• На задержках дыхания, представляйте, что вы дышите кожей
• Дышите, таким образом, 5-15 минут в день
Как только чувствуете, что закипаете, или у вас начинается паническая атака, переведите всё своё внимание из ума на ощущения в теле. Что чувствует ваше тело? Ум может хитрить и притворяться. Тело никогда не обманывает.
Затем представьте перед собой рисунок со схемой дыхания по квадрату, как тот, что был выше, и начните дышать.
Вы можете делать это стоя с открытыми глазами, прямо посреди совещания или в магазине, сидя на важной встрече или во время ходьбы по улице.
Вывод: в любой непонятной ситуации просто дышите и не забывайте, что осознанное дыхание меняет внутреннее состояние вне зависимости от того, что происходит снаружи.
• Практика осознанности «5 ЧУВСТВ»
Это популярное упражнение на осознанность, которое помогает переориентировать ваши мысли на внешнюю среду, а не на внутренние мысли – «мысленную жвачку». Это особенно важно, когда вы без конца прокручиваете в голове тревожные мысли. Практика осознанности так же помогает при панической атаке!
Вы можете выполнять упражнение где угодно: дома, на улице, в транспорте или на работе, и конечно, в стрессовой обстановке. Вам не понадобится ничего, кроме ваших пяти чувств. (картинка)
А вот что нужно сделать:
«Для начала сделай глубокий вдох/выдох.
5 – присмотрись: Оглянись вокруг себя, последовательно фиксируя свой взгляд на каких-либо пяти предметах/объектах и проговаривая вслух их названия. Например, ты можешь сказать: я вижу ноутбук, я вижу книгу и так далее.
4 – потрогай: Какие четыре вещи вокруг себя ты можешь потрогать? Например, это может быть, крышка стола, компьютерная мышь и так далее. Можно их реально потрогать!
3 – прислушайся: Прислушайся к трем разным звукам. Это может быть шум улицы за твоим окном, «мурчание» кота и так далее. Проговаривай вслух названия источников каждого из звуков.
2 – принюхайся: Назови две вещи, запах которых ты можешь ощутить. Если возникнут сложности с данным этапом, просто назови вслух два любимых запаха. Например, «я люблю запах малинового варенья», «я люблю запах маминых блинов» и так далее.
1 – попробуй на вкус: Назови что-то одно, что ты мог бы попробовать в данный момент на вкус. Если возникнут сложности с данным этапом, просто назови вслух продукт, который нравится тебе больше всего.
В завершении сделай еще один глубокий вдох/выдох».
Попробуем?
Глубокий вдох/выдох.
5-присмотрись -5 предметов/объектов
4 –потрогай-4 вещи
3-прислушайся -3 звука
2- принюхайся-2 запаха
1-попробуй на вкус -1
Глубокий вдох/выдох.
-Были ли какие- то еще другие мысли в голове, кроме тех, которые мы сами направляли?
Примечание:
• Чтобы знания превратились в навык – практикуйтесь не менее 3 раз в день в течение 21 дня, в разных ситуациях и моментах. Вы уже знакомы с волшебными числами 21 (в навык) и 72 часа (первый шаг в новом деле)
• Усложняйте. Попробуйте выбирать те предметы, которые вы не сразу замечаете в повседневной жизни.
• Практика «Я сегодня-молодец!»
Я предлагаю очень простую, но действенную практику нахождения внутреннего ресурса. Суть практики в том, чтобы каждый день вечером перед сном писать в блокноте/дневнике/личном блоге все, за что ты сегодня — молодец, за что ты можешь похвалить себя.
Хвалить себя нужно даже за самую малость, пустячок и ерундульку. Ну и конечно, за добрые дела и слова, за «недоделанное и недосказанное».
И в тот самый момент, когда покажется, что ничего не достигла в жизни, что дни пролетают, а ты топчешься на месте, что твой вклад в Жизнь невелик. Вот именно тогда, потрепанный временем блокнотик вдохнет в тебя НОВЫЕ СИЛЫ и придаст НОВЫЙ СМЫСЛ твоей жизни.
Предлагаю похвастаться, нам не всегда это удается сделать с легкостью! Начинаем со слов «Я сегодня молодец…»
Думаю, здорово получилось!
• Рефлексия «Неожиданным для меня сегодня было…»
Тренинг всегда заканчивается рефлексией. И я предлагаю продолжить фразу «Неожиданным/запоминающимся/интересным для меня сегодня было…»