Татьяна Мустафина
Адаптационный клуб «Малышок» для детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждение, и их родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Вот уже несколько лет в нашем городе стоит проблема перед родителями, имеющие детей раннего дошкольного возраста, так как не имеют возможности отдать ребенка в детский сад, в связи с тем, что нет мест в дошкольные учреждения. В связи сложившейся ситуацией, в целях реализации прав ребенка, а также удовлетворяя запрос родителей, с 2006 по 2009 год на базе нашего детского сада, функционировал адаптационный клуб «Малышок» для детей от 1,5 до 3 лет и их родителей, не посещающих дошкольные учреждения.
Публикация «Адаптационный клуб „Малышок“ для детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждение, и их родителей» размещена в разделах
Заботясь о воспитании своего ребенка, взрослые пытаются обеспечить и создать все условия для его социализации - становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих конкретной группе людей и обществу в целом. Важным шагом на пути достижения этой цели может стать участие ребенка в групповых занятиях. Именно с этой целью и был создан адаптационный клуб «Малышок», чтобы помочь родителям, не оставить их один на один, с трудностями и проблемами воспитания своего ребенка.
Занятия в адаптационном клубе проводили четыре специалиста – музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и два воспитателя. Педагог психолог и логопед один раз в месяц проходили консультации (по вопросам родителей).
С 2009 года адаптационный клуб изменил форму работы: занятия проводит один специалист - музыкальный руководитель, и на занятиях предусматривается решение комплекса задач.
Главная цель адаптационного клуба – адаптация детей к условиям детского сада и обеспечение ранней социализации.
В раннем и младшем дошкольном возрасте, как правило, у детей отсутствует устойчивый интерес к какому – либо определенному виду деятельности. Дети пытаются повторить за взрослыми их действия, как бы примеряя на себя разные жизненные ситуации, по- своему осваивая различные сферы общественного существования. Учитывая синкретичность интересов детей от 1,5 до 3 лет, исходя из потребности их всестороннего развития, на занятиях предусматривается решение комплекса задач.
Одной из важных задач клуба является создание условий для взаимодействия детей между собой и с педагогом. Эта задача решается на протяжении всего времени пребывания ребенка в группе.
Другой важной задачей адаптационного клуба является формирование осмысленного отношения ребенка к своему внутреннему миру и внешнему окружению. Эта задача решается с помощью специальной организации тематического содержания занятий.
Дидактические задачи, решаемые на каждом занятии, нацелены на то, чтобы способствовать:
1. Физическому развитию детей и оптимизации их двигательной активности;
2. Музыкальному развитию детей, воспитании интереса к музыке,
желание слушать, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения;
3. Эстетическому развитию;
4. Речевому развитию, формированию активного словаря;
5. Развитию сенсорный навыков и формированию количественных представлений;
6. Формированию навыков творческой продуктивной деятельности.
Главная направленность каждой задачи состоит в том, чтобы «способствовать». Работая с детьми раннего и младшего возраста, вряд ли целесообразно ставить задачи формирования каких-либо конкретных навыков, поскольку внимание в этом возрасте непроизвольно.
Важным условием успешности занятий является участие в них родителей. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять и почувствовать друг друга, обеспечивает психологическую комфортность и постепенное привыкание ребенка к коллективу сверстников, становится залогом достижения поставленных задач, продуцирует ожидаемый результат. Участие родителей в процессе обучения позволяет выполнять задания высокой сложности. Таким образом, реализуется принцип развивающего обучения. Как отмечал Л. С. Выготский, говоря об эффективности обучения в зоне ближайшего развития, «то, что сегодня ребенок может сделать с помощью взрослого, в ближайшем будущем он сможет это сделать самостоятельно».
Занятия проходят два раза в неделю, время пребывания в детском саду 1 час 30 минут: 30 минут - комплексное занятие в музыкальном зале, 60 минут – пребывание детей в игровой комнате. Продолжительность пребывания в игровой комнате зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. В то время, когда дети самостоятельно играют, провожу с родителями индивидуальные беседы, консультации. На руки родителям выдаю памятки – рекомендации специалистов, книжки-малышки по теме изучаемого материала (песенки, стишки, игры). Так как считаю, что для получения хороших результатов работы необходимо наладить отношения с родителями, организовать правильное поведение родителей на занятии – доброжелательное отношение ко всем детям группы, готовность выполнить действия совместно со своим ребенком, или наоборот, дать ребенку возможность проявить самостоятельность, успокоив и подбодрив его, если это необходимо.
Работа адаптационного клуба показала положительные результаты.
Дети, посещавшие клуб ранее, легче перенесли адаптацию к ДОУ, меньше болели, более свободны в общении с другими детьми и педагогами. Родители детей больше доверяют педагогам. Повысилась педагогическая культура родителей.
Только при условии взаимопонимания и доверия трех сторон: детей, родителей и педагога – работа будет полезной и взаимообогащающей.