МААМ-картинки

Адаптация ребенка в ДОУ

Татьяна Неустроева
Адаптация ребенка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация ребенка в детском саду

Неустроева Татьяна Викторовна

Воспитатель младшей речевой группы

ГБДОУ №17 «Алёнушка» Центрального района

Адаптация в детском саду — это процесс привыкания организма к новым условиям и новой среде, к новому режиму дня, к новым отношениям, выработка новых умений и навыков. Период привыкания протекает сложно и отражается на всем организме ребенка, на его поведении, здоровье и нервной системе, длится он от 1-2 недель до 3-4 месяцев. Степень продолжительности привыкания зависит от разных факторов: характер ребенка, личность воспитателя, состояние здоровья малыша, атмосфера в семье, отношения между родителями, даже степень подготовки родителей отдать своего ребеночка в сад тоже играет важную роль.

Публикация «Адаптация ребенка в ДОУ» размещена в разделах

Процесс адаптации ребенка к детскому саду необходимо производить постепенно. Следует заранее подготовить ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Подробно рассказать ему о детском учреждении, привести его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению. Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть, одеваться. Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.

Расставаться с ребенком в детском саду нужно легко и быстро. Конечно же, мамы беспокоятся о том, как будет ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица могут только навредить ребенку, вызвать у него тревогу и мысли, что с ним может здесь что-то случиться, от чего он долго не будет отпускать маму. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час (после прогулки или после обеда). Ему важно знать, что за ним придут после какого-то события, чем ждать каждую минуту. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается.

Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, пусть игрушка ежедневно ходит с ним и знакомиться с другими детьми. Расспрашивайте, что происходит с игрушкой в детском саду, и вы узнаете, как проходит процесс адаптации ребенка.

Адаптация – это очень сложный и тяжёлый для детского организма и детской психики процесс. Переживаемый маленьким человеком стресс затрагивает жизнедеятельность и в той или иной мере нарушает нормальную работу всех основных систем человеческого организма. Под воздействием стресса ребёнок может почти полностью отказываться от еды в детском саду. Стресс истощает защитные силы организма и нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становиться более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым. Неудивительно, что сильно страдает иммунитет, естественная защита ребёнка от болезней уменьшается, и он подвержен частым простудам. Болезни прерывают процесс адаптации ребёнка к детскому саду, и после выздоровления, к сожалению, он начинается заново.

В семье в период адаптации необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для ребенка. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Старайтесь меньше позволять ребенку смотреть телевизор, не стоит водить его в гости, в цирк, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Все эти действия создают дополнительную нагрузку на нервы, которая в данный период ребёнку противопоказана. Малыш в этот период перегружен впечатлениями. Щадите его ослабленную нервную систему и не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы.

Не меняйте режим детского сада на время выходных. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок спал днем и хорошо высыпался ночью. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми.

Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.

Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение.

Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его успехам.

Можно считать, что адаптационный период закончился, если ребенок с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда и у него там друзья.

Публикации по теме:

Адаптация ребенка к детскому саду: как помочь малышу? Адаптация ребенка к детскому саду: как помочь малышу?Адаптация к детскому саду – это привыкание ребенка к новым условиям на всех уровнях.

Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация ребенка в ДОУ
Опубликовано: 13 октября 2014 в 22:56
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация ребенка в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Неустроева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД