Елена Анцибор
Адаптация ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации - безусловно очень серьезная проблема. Одна из основоположников науки о раннем детстве Н. М. Аскарина, приводила пример: «Садовник бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут». Примерно то же происходит и с ребенком, когда он адаптируется к детскому саду.
Публикация «Адаптация ребенка в детском саду» размещена в разделах
Адаптация бывает разной. Кто-то за неделю привыкает к детскому саду, кто-то целый месяц плачет, а кто-то и три месяца.
Для ребенка, помещение его в детский сад - это большой стресс. Ответной реакцией организма на полученный стресс является заболевание. Некоторые родители считают, что если ребенок заболел, то в этом виноват прежде всего детский сад : сквозняки в группе, шапку плохо завязали, пуговицу не застегнули. На самом деле это психологическая проблема, когда ребенок понимает, что упираться бессмысленно (взрослые сильнее и все равно его одолеют). И он начинает реагировать особым образом. Например, были случаи, когда путь в ясли начинался приступом рвоты, которую невозможно объяснить никаким пищевым отравлением. Или же организм «прячется в болезнь» и отказывается противостоять простуде).
Если ребенок заболел в период адаптации, то когда он выходит после болезни, адаптация начинается заново.
Прежде всего, родителям необходимо принять и полюбить выбранный садик. Теперь это дом, в котором будет находиться ваш малыш. Если вы будете ругать, осуждать детский сад, то ребенок может задать вопрос : «Если там так плохо, почему я должен туда ходить?»
Обязательно познакомьтесь с воспитателями и нянечкой - ведь это люди, с которыми ваш ребенок будет проводить большую часть дня. Если родители не знают имени-отчества воспитательницы их сына или дочери - для ребенка это показатель безразличного отношения к его жизни.
Расставание с мамой - для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Узнайте у воспитателя как ребенок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или изменить этот ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить. Например, поможет в этом новая игрушка, которую ребенок будет торопиться показать детям. Или традиция - махать маме из окна группы. С папами дети расстаются гораздо более безболезненно, чем с мамами - поэтому, возможно, стоит первое время маме прощаться с ребенком дома.
Есть дети, которые тяжело переносят саму разлуку с матерью. Как правило, такое явление - следствие поведения взрослых. Чаще всего это происходит с детьми, у которых очень тревожные родители. Подумайте, не манипулирует ли вами ваш малыш. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама или важный на тот момент человек для ребенка. Ваши вопросы: «Не обижали ли тебя?», «Не голодный ли ты?», «Не ругают ли тебя?»… подразумевают готовый ответ: «Да, ругают, голодный, обижают». Избегайте подобных вопросов, интересуясь: «Что вы сегодня делали в садике? С кем ты играл? Во что? Что ты сегодня ел?
Все вопросы, которые возникли у вас к персоналу детского сада, задавайте не при ребенке! Чаще всего содержание разговора ему будет недоступно - но тон и отношение он почувствует сразу. Вопрос разрешится - а «осадок» - «Мама кем-то недовольна! Воспитателем? А может мной?» - останется.
Никогда не обманывайте ребенка. Если вы пообещали: «Заберу тебя после обеда» - когда малыш допьет компот, вы уже должны стоять наготове у двери группы. Обман - даже если у вас изменились планы - может стать очень тяжелой травмой для ребенка, поколебать его доверие к вам и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду. Теперь каждый раз при расставании он будет сомневаться - а придете ли вы? А заберете ли вы его во время? Легко ли спокойно играть и гулять, имея в душе такой страх? Поэтому, если не уверены, сможете ли выполнить свое обещание - не обещайте. Лучше забрать ребенка раньше без предупреждения - это станет для него приятным сюрпризом.
В выходные старайтесь соблюдать режим дня такой же, как в детском саду. Дети, соблюдающие режим дня: более спокойны, уравновешены; более самостоятельны, организованы, лучше спят, способны концентрировать внимание на определенном задании, реже приобретают заболевания желудочно-кишечного тракта, менее подвержены простудным заболеваниям, более выносливы, энергичны, легче формируется учебная деятельность
Существует множество факторов, осложняющих адаптацию. Это и то, как проходила беременность: токсикозы, стрессы, инфекционные заболевания у мамы. И то, как проходили роды: различные осложнения, асфиксии. А также недоношенность или переношенность ребенка, крупная масса тела (более 4-х кг, искусственное вскармливание, конфликты в семье, неправильное воспитание в семье - по типу «кумир семьи», гиперопека.
В раннем возрасте существует очень сильная привязанность к родителям, особенно к маме. И беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет. Если мать по характеру тревожная и властная, то она непроизвольно привязывает к себе ребенка до такой степени, что создает у него болезненную зависимость от себя. Ребенок может чувствовать себя в безопасности только в присутствии мамы, и он не стремится общаться с другими взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность делает ребенка инфантильным, несамостоятельным, неуверенным в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, который предъявляет очень высокие требования к ребенку, требует беспрекословного подчинения и наказывает при малейшем непослушании. Почти всегда в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Мать, в противовес отцу, во всем уступает ребенку и окружает его избыточной заботой. Такие дети очень капризны, возбудимы и у них неустойчивое настроение.
У ребенка до 2-х лет бывает очень сильной угроза невротизации, когда его отдают в ясли. И если есть возможность, а также, если у ребенка повышенная эмоциональная чувствительность и он часто болеет, целесообразно отложить посещение детского сада до 3-х лет.
Очень важно, чтобы мама по отношению к ребенку была эмоциональна отзывчива. Потому что, если мама недостаточно общается с ребенком, если она не эмоциональна, то ребенок восполняет этот пробел тем, что часто приходит в возбужденное состояние, кричит, плачет. Просто ребенок боится, что про него забудут, не выслушают, не поймут, не приласкают. Тем не менее, подобное поведение расценивается как капризы, истерики, упрямство.
Бывают случаи, когда ребенок пытается излить на родителей свое недовольство и раздражение. Чаще всего таким объектом служит мать, как наиболее эмоционально близкое лицо. Он может ее ударить, ущипнуть, укусить, может заплакать, закричать: «Не люблю, ты плохая» или «Я тебя убью». В этом случае с ребенком нужно спокойно поговорить и объяснить. Если ребенку запрещать проявление отрицательных эмоций, то у него появится состояние хронического психического напряжения, возникнет скрытое чувство раздражения и обиды. Дома ребенок может вести себя тихо, потому что ему не разрешают выражать негативные чувства, а в детском саду будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, вести себя агрессивно.
Поэтому попробуйте проанализировать состояние и поведение вашего ребенка до того как он начал ходить в детский сад и теперь, когда он уже детский сад посещает. Может быть причина затянувшейся адаптации в неподготовленности к детскому саду или в семейных неурядицах, или в воспитании ребенка (излишняя строгость или вседозволенность).
1. Волков Б. С, Волкова Н. В. Детская психология : от рождения до школы. - СПб: Питер, 2009. - 240 с.
2. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М. : Академия,2007. - 384 с.