Марина Калгина
Адаптация ребёнка к новым социальным условиям
▼ Скачать + Заказать документы
Как примут ребёнка в детском коллективе? Какие отношения у него сложатся с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Как быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Вот те вопросы, которые волнуют родителей, когда отдают ребёнка первый раз в детский сад. Такие же проблемы встают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков. И они вполне обоснованы. Так как изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания требуют дети, которым предстоит перейти из замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов. Это малыши двух-трёх лет. Именно в этом возрасте адаптация происходит дольше и труднее, потому что в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают психические процессы. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют определённых усилий и умений со стороны ребёнка. От того, насколько ребёнок подготовлен к переходу из семьи в детское учреждение зависят и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда и полгода) и его дальнейшее развитие. Очень важно организовать воспитание и уход за детьми таким образом, что бы адаптационный период свести до минимума.
Публикация «Адаптация ребёнка к новым социальным условиям» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Главная задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы не только обеспечить физический уход за малышом, но и способствовать наиболее полному развитию его психики, построенной на взаимодействии его с взрослыми.
Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению его эмоционального состояния, что проявляется в напряжённости, беспокойству или заторможенности. Ребёнок часто плачет, не общается со сверстниками, не идёт на контакт со взрослым. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекает бурно. Снижается интерес к игрушкам, предметному и окружающему миру. Попадая в окружение сверстников, подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушается активность организма, ребёнок часто болеет.
Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс безболезненным. Следует помнить, что дети, как и мы с вами все разные. У одних вхождение в новые условия протекает сравнительно легко, у других - тяжело. Только в ходе делового общения у ребёнка сформируются дифференцированные связи с взрослыми и сверстниками, которые будут окружать его в дошкольном учреждении. Поэтому постарайтесь выполнить некоторые рекомендации:
- Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас.
- Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошёл в детский сад.
- Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребёнку, как ему повезло, что он пойдёт в этот детский сад.
- Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в сад.
- Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать.
- Научите ребёнка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним имени.
- Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Чем с большим количеством детей он познакомиться, тем быстрее привыкнет.
- В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.
- В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша, чаще обнимайте ребёнка, разговаривайте: «Я знаю, что ты скучаешь, но ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой».
- Разработайте с ребёнком несложную систему прощания, и малышу будет легче отпускать Вас.
- Помните, что на привыкание к детскому саду может потребоваться до полугода.
- Если Вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги детского сада всегда ждут Вас.
Если ребёнок всё ещё с трудом расстаётся с Вами, то предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе:
- Скажите ребёнку уверенным и добрым тоном, что Вам пора идти.
- Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
- Скажите ребёнку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти (Сразу после обеда, и будьте точны.
- Попрощавшись, уходите не оглядываясь.
И уже через несколько дней эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребёнком снизится.
В каком бы возрасте ребёнок не поступал в детский сад, надо помнить: сравнительная безболезненность адаптации к новым условиям может быть обеспечена только подготовленностью к ним. А успешной подготовка оказывается в том случае, когда учитываются психологические особенности ребёнка этого возраста, характер его связей с взрослыми и сверстниками.