Наталья Шейко
Адаптация к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация к ДОУ
Адаптация – (от лат. «приспособление») - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройствами сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
Публикация «Адаптация к ДОУ» размещена в разделах
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
• Возраст;
• Состояние здоровья;
• Уровень развития;
• Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
• Сформированность предметной и игровой деятельности;
• Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Психофизические реакции ребенка в период адаптации
• Страх;
• Беспокойство;
• Заторможенность или повышенная возбудимость;
• Капризность, раздражительность;
• Упрямство.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
• Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
• Наличие у ребенка своеобразных привычек;
• Неумение занять себя игрушкой;
• Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;
• Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
К 20 дню пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон, аппетит.
Как подготовить ребенка к ДОУ
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Для того, чтобы избежать осложнений, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
• Заранее подготовить ребенка к мысли о детском саде (рассказать, сводить, не обсуждать при ребенке волнующие вас проблемы, связанные с детским садом).
• Готовить ребенка к общению с другими людьми и детьми (играть с детьми в песочнице, ходить в парк, на праздники, дни рождения).
• Выбрать группу и воспитателя (заранее понаблюдать за детьми и воспитателями, рассказать о своем ребенке).
• Ввести в режим дня ребенка дома все новые моменты режима дня детского сада.
• Настроить ребенка как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
• Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
• Раньше познакомить ребенка с детьми в детском саду и воспитателями группы (желательно, чтобы в группе были ровесники, которых ребенок знает, с которыми играет во дворе или дома).
• Готовить к временной разлуке с вами (дать понять ребенку, что это неизбежно лишь потому, что он уже большой).
• Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он абсолютно здоров.
• Спланировать свое время так, чтобы в первое время посещения ДОУ ребенок оставался там не на целый день.
«Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей – но, несмотря на его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется» - Н. М. Аксарина, профессор, одна из ведущих специалистов по воспитанию детей о проблеме адаптации детей к детскому саду.
Рекомендации родителям, чтобы облегчить адаптационный период ребенку
1. Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости для избегания лишней нагрузки на нервную систему ребенка.
2. Не допускать длительного просмотра телевизора.
3. При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновением, а также игры с водой с успокаивающим эффектом.
4. Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать бумагу)
5. Как можно больше гулять на свежем воздухе.
6. Пораньше забирать из детского сада.
7. Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков.
8. Рассказывать о детском саде, воспитателях, детях (обязательно в радостных и положительных тонах).
9. При повышенной возбудимости ребенка подвешивать над кроватью мешочки с успокаивающими сборами трав (при отсутствии аллергии).
10. Учитывать то, что не бывает одинаковых детей, поэтому адаптация проходит по-разному.