Людмила Кальницкая
Родительские ошибки и способы преодоления адаптация к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители, когда малышу исполняется год, два или три, начинают задумываться о поступлении в дошкольное учреждение.
Получив заветное направление в детский сад, родители, чаще - мамы, сталкиваются с проблемой отношений «мама-ребёнок». И возникают вопросы:
- Не рано ли я отдаю ребёнка в ясли?
- Готов ли мой ребёнок к детскому саду?
- Будет ли воспитатель любить моего ребёнка и заботиться о нём?
- А я, мама, готова доверить своего малыша «чужой тёте»?
Публикация «Родительские ошибки и способы преодоления адаптация к детскому саду» размещена в разделах
Наряду с этими вопросами родители задумываются о том, не будет ли посещение детского сада травматическим опытом для ребенка?
Безусловно посещение детского сада – это сложный опыт для ребенка, потому что меняется окружающий его социальный контекст. Но педагоги детского сада и родители могут помочь малышу адаптироваться в кратчайшие сроки. И, давайте разберемся, чем прежде всего родители могут помочь своему ребенку?
Современные исследования указывают на то, что главные помощники на пути адаптации к новым условиям жизни в детском саду - отношения, сформировавшиеся у ребёнка с матерью, и умение играть.
Игра - естественный способ познания мира детьми. Как пишет А. Э. Гущина: «Игра - это сфера свободы». Но для свободной игровой деятельности малышу нужна психологическая и физическая безопасность.
Специалисты знают, что активное поведение, заинтересованность игровой деятельностью, положительный эмоциональный настрой на взаимодействие с воспитателем – это критерии успешной адаптации ребёнка к детскому саду. Именно воспитатель становится для малыша той эмоционально значимой фигурой, которая замещает родителя. Поэтому прочные эмоциональные связи (отношения привязанности) должны сложиться у малыша и с замещающим маму специалистом.
Так же необходимо избегать типичных ошибок, которые родители допускают в процессе адаптации.
Ошибка № 1 – «Исчезновение мамы».
Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Происходит следующее: мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой.
И он буквально «прилепляется» к маме и психологически, и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно!
Ошибка № 2 – «Долгое пребывание».
Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Необходимо учитывать самочувствие ребенка и прислушиваться к материнской интуиции.
Ошибка №3 – «Неправильный режим дня».
Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму, который реализуется в детском саду.
Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!
Ошибка № 4 – «Быстрые сборы».
Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т. д. Часто малыш с утра еще несколько заторможен, и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.
Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих!
Избежать подобных ошибок помогут следующие правила:
1. Передача привязанности. Заранее познакомьтесь с воспитателем вашего ребёнка. Расскажите ему об особенностях вашего малыша, его привычках и интересах. Ребёнку расскажите о его будущей воспитательнице, используя тёплую доброжелательную интонацию. Расскажите, как она готовиться к встрече с малышами и как она рада будет его видеть. При первой встрече представьте воспитателя ребёнку, а ребёнка - воспитателю. Хорошо, если они пожмут друг другу руки. Если нет, не беда. Главное - трансляция доброжелательного отношения друг к другу.
2. Формирование самостоятельности. Обучите ребёнка элементарным умениям самообслуживания (кушать ложкой рубленую еду, вытирать рот салфеткой, пользоваться горшком и т. п.). Постарайтесь, чтобы ребенок мог (хотя бы недолго) играть самостоятельно, без активного включения родителей.
3. Компенсация эмоциональных и телесных дефицитов дома. После возвращения из детского сада играйте в телесные игры, делайте малышу игровые массажи.
4. Внимательное наблюдение за состоянием ребёнка. Сложный период адаптации может длиться две недели. Если эмоциональное и физическое состояние ребёнка ухудшается после двух недель посещения, обратитесь к детскому психологу.
То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду.