Наталья Трут
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
С первых дней знакомства с родителями своих воспитанников, я желаю им успехов в воспитании своих малышей.
Трудно переоценить уникальное значение периода раннего детства для последующего развития ребенка, поэтому, рядом с малышом должны быть любящие его люди, прекрасно знающие особенности раннего возраста. Малыш комфортно чувствует себя рядом с мамой, которая является связующим звеном между ним и окружающим миром. Но вот он вместе с мамой делает первые шаги… в детский сад, где таких ребят много.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» размещена в разделах
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, так же это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, поют, шалят и как исследователи, с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир
Трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашний обстановки, от близких людей и приход его в детский сад.
Поэтому главная цель моей работы с маленькими детками – сделать адаптацию ребёнка менее стрессовой, более интересной, увлекаемой и комфортной. Свою работу я начинаю со знакомства со списком будущих воспитанников и знакомство с семьёй.
Тесное взаимодействие с семьёй имеет немалое значение. Чтобы избежать осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное её течение, мы осуществляем постепенный переход ребёнка из семьи в детский сад. Поэтому до поступления ребёнка в детский сад, я знакомлюсь с родителями и самими детьми. Семьи своих воспитанников, посещаем неоднократно, чтобы малыши могли узнавать взрослых (воспитателей) в лицо, по голосу. Мы узнаём о привычках ребё нка: как он засыпает, каким ласковым словом его называют, с какими игрушками он играет и многое другое, что будет немаловажным в период адаптации. Такие посещения дают положительный результат: в первый день прихода малыша в детский сад он видел перед собой знакомого взрослого. Также мы консультируем родителей по вопросу «Готовим малыша в детский сад». Раздаём буклеты и памятки.
Заранее, до поступления в ДОУ, приглашаем родителей с малышом прийти на площадку (прогулку после обеда, чтобы ребёнок видел, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой.
Как только ребёнок зарегистрирован в детском саду, с семьями воспитанников начинают работать специалисты детского сада – педагог-психолог и медицинская сестра.
Педагог-психолог приглашает родителей вместе с ребёнком на индивидуальную беседу. В ходе беседы заполняется карточка на ребёнка, собирается информация о семье, выявляется отношение родителей к поступлению в детский сад, устанавливаются партнерские, доброжелательные отношения. В дальнейшем педагог-психолог передаёт всю информацию, полученную из беседы с родителями, воспитателям. Родителям советуют говорить дома о детском саде только хорошее и ни в коем случае не пугать детским садом и воспитателем. Ещё раз рассказывают о этапах адаптации, постепенном привыкании ребёнка (находиться вначале с мамой, потом на 1-2 и т. д.).
Медицинская сестра беседует с родителями о здоровье ребёнка (часто ли болеет, имеется ли аллергия на что-либо, рассказывает о меню сада).
К приходу детей мы готовим помещения группы. В раздевалке - стенды, буклеты и папки-передвижки по теме адаптации. В групповом помещении так же происходит переоборудование всех зон, и основная цель – сделать группу наиболее уютной, домашней и привлекательной для детей. Предметно-развивающую среду делаем мобильной, многофункциональной, отвечающей возрастным и индивидуальным особенностям детей, игрушки доступны для самостоятельного пользования, площадь группы максимально освобождена для игр и подвижной деятельности детей. Обязательно продумываем место для возможности уединения ребёнка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному. Готовится подборка специальных игр, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания (игры с песком и водой, сухой бассейн, нанизывание шариков-фигур на шнурочки, различные крупные конструкторы). Так же мы готовим подборку со спокойной музыкой и весёлыми детскими песнями, картотеки художественного слова на режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки. Слушание музыки помогает детям расслабиться, успокоиться, а также развеселиться и поплясать.
Чтение ребёнку произведений устного народного творчества оказывают такой же эффект. В отличие от обыденной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Такая литература помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. Использование фольклора поможет достаточно легко установить контакт с ребёнком. Ласковый говорок прибауток и потешек вызывает у него радость, пробуждает познавательную активность.
Очень завлекают детей совместные игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешек сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой (прибаутки «Ладушки-ладушки», игры с пальчиками «Сорока-сорока», «Семья» и т. д.). При этом важно касаться ладошек каждого ребёнка своими руками. Важен тактильный контакт, который сближает взрослого и малыша.
Когда уже ребёнок пришел в детский сад мы рекомендуем приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. Ещё советуем приносить семейные фотографии (делаем альбом с семейными фото). Если ребёнок начнет тосковать, имея такой альбом, всегда есть возможность открыть его и увидеть маму или папу, взять игрушечный телефон и, глядя на фото, «поговорить» с родными.
Иногда бывают такие моменты, когда дети плохо садятся за столы кушать. В этот момент мне на помощь приходят игрушки. Я предлагаю взять игрушку и посадить её рядом на стульчик (н-р, зайка посмотрит, как Захар умеет кушать).
Часто бывает так, что ребёнок приходит в группу, где уже детский коллектив сформировался. Все дети уже привыкли и сдружились. В такой ситуации, мы с детьми готовим небольшие подарки или открытки для новых ребят. Даря свой подарок, ребята знакомятся, налаживается дружеский контакт.
Каждому из родителей интересно знать о своём ребёнке всё : что делал малыш, как покушал, во что играл, как и с кем и многое другое. Ведь каждая мелочь может быть очень важна для родителей. Обо всём это мы беседуем с ними. Также спрашиваю о поведении ребёнка дома после посещения детского сада, о его настроении, как он кушал, спал, капризничал ли он. Благодаря всему этому, процесс привыкания детей происходит очень успешно. Степень адаптации в основном лёгкая и средняя.
Таким образом можно судить о правильном построении работы в нашем педагогическом коллективе по организации и проведению адаптации детей к
условиям детского сада.