Марина Морозова
Адаптация детей к детскому саду в деятельности воспитателя ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей к детскому саду в деятельности воспитателя ДОО
В системе образования Российской Федерации первый уровень общего образования представлен дошкольным образованием, общие требования к которому сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Главным ориентиром нормативного акта стало обеспечение психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольника, что положительно влияет на процесс адаптации.
Публикация «Адаптация детей к детскому саду в деятельности воспитателя ДОО» размещена в разделах
Положение ФГОС в условиях ДОУ акцентируют на создании подходящих для детей психолого-педагогических условий, при которых большое внимание уделяется условиям контакта воспитателя и ребенка.
В федеральном государственном стандарте рассматриваются:
1. Специфические особенности ребенка, связанные с его жизненной обстановкой и физиологическим состоянием, указывающие на условия приобретения им образования, индивидуальные потребности особых групп детей;
2. Возможности участия ребенка в образовательной программе на всех этапах ее исполнения.
Федеральный государственный стандарт создает возможность для решения следующих задач:
защиту и укрепления физического, психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
гарантия преемственности целей, задач и содержания образования, воплощаемых в рамках программ разных степеней;
объединение положительных условий формирования детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и предрасположенностями, развития способностей и творческих возможностей каждого ребёнка с другими детьми, взрослыми и миром;
организация обучения и воспитания в полный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социальных, культурных ценностей и общественных правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
создание общей культуры личности ребенка, значимости здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, создание условий учебной деятельности;
обеспечения разнообразия содержания программ и организационных моделей дошкольного образования, возможности создания программ разной направленности, учитывая образовательные потребности, способностей и физиологического состояния детей;
создание социальной и культурной среды, взаимодействующей с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями ребенка;
гарантия психолого-педагогической помощи семье и повышения подготовленности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья своего ребенка.
Адаптация – это процесс приспособления, активного взаимодействия организма со средой. Люди делятся на высоко, средне и низко адаптивных.
При поступлении в дошкольное учреждение происходит смена постоянства комфортной среды на особую, не знакомую микросреду.
В детском организме происходит множество отрицательных изменений, при адаптации, которая проходит в большинстве случаев сложно, что сказывается на поведении ребенка.
Адаптационный процесс в любом возрасте зависит от социальных и биологических факторов, которые зависят от особенностей индивидуального развития.
Были выявлены фазы периода адаптации:
Острая фаза – протекает с характерными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе (снижение веса, частым заболеванием, расстройству сна, снижению аппетита, упадок в речевом развитии). Длительность фазы около 1 месяца.
Существует три степени тяжести течения, острой фазы периода адаптации:
Легкая адаптация – поведение устанавливается за 10-15 дней (нормально ведет себя со сверстниками, уменьшаются заболевания, нормализуется сон, аппетит, вес, настроение оптимистичное, речь замедляется, но реагирует на просьбы взрослого).
Средняя адаптация- нарушения налаживаются в течение дней, присутствуют признаки психического напряжения. Расстройства в общем состоянии выявлены ярче и длительнее. Сон и аппетит возобновляются через месяц. Настроение изменчивое в течение 20-40 дней. Реакции поведения обновляются к 30 дню посещения детского сада. Отношение к родителям у ребенка – эмоционально-раздраженное. Отношение к сверстникам, обычно, равнодушное, реже увлеченное. Речь либо не применяется, либо речевая действенность затормаживается.
Тяжелая адаптация – продолжительность от 2 месяцев до полугода (частые болезни, потеря полученных навыков, наступление физическое или психическое ослабление, страдает сон, сильно снижается аппетит/отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула, настроение равнодушное, много плачет) поведение стабилизируются к 2 месяцам посещения детского сада.
Подострая фаза – обладает нормальным поведением ребенка, то есть сдвиги отмечаются по определенным параметрам, на фоне заторможенной скорости развития, особенно психического, по сравнению со средневозрастными нормами, фаза длится 1-2 квартала.
Фаза компенсации – характеризуется увеличением темпа развития, и дети к концу года одолевают указанную выше задержку развития. Уклонение от общения или проявление враждебности. Отказ от участия в деятельности.
Процесс протекания адаптации детей младшего дошкольного возраста происходит в 3-х степени адаптации:
Лёгкую адаптацию – ребенок приспосабливается к новым условиям от 1-16 дней. Дети, легко привыкают к детскому саду, могут приходить на все время работы группы. К концу первой недели обычно восстанавливается аппетит, а через 1 – 2 недели налаживается сон. У ребенка преобладает радостное или спокойное эмоциональное состояние, он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Дошкольник быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но малыш откликается и выполняет задание педагога. Заболеваемость случается не более одного раза. Ребенок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы – заместители. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечания и одобрение, корректируя после них свое поведение.
Адаптация средней тяжести – для ребенка чтобы спокойно отпустить маму требуется от одной до двух недель. Примерно на 20 – 40 день восстанавливается сон и аппетит. Эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым на протяжении этого месяца. Плач, крик при расставании и встрече с родителями. Отношение к сверстникам - безразличное. Речевая активность замедляется. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не более десяти дней.
Тяжёлая адаптация - продолжается от 2-6 месяцев и более. Такая форма адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки. При первом варианте тяжелой адаптации – ребенок начинает повторно болеть. Чаще такой вариант наблюдается у детей 1,5-2 лет, вследствие отклонений в здоровье, последствий осложненных родов. Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявления неадекватного поведения, которое близко к невротическому состоянию. Наблюдается плохой, беспокойный сон ребенка. Наблюдается снижение аппетита. Ребенок может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для которого характерны плач, негодующий крик, агрессивно – разрушительное поведение. Или, напротив, быть пассивным, подавленным, напряженным, избегать общения со сверстниками, он сторонится и отказывается от участия в какой – либо деятельности. Тяжелая адаптация может привести к длительным заболеваниям, осложнениям, в том числе замедлению роста и потере в весе. Может возникнуть задержка речевого развития.
Для того чтобы подготовить ребенка к посещению детского сада более позитивно нужно:
1. Создавать и сохранять позитивное отношение ко всему, что касается детского сада;
2. Рассмотрите вместе с ребёнком ваши фотографии детсадовского возраста. Детям нравятся рассказы мам и пап о том, как они детьми ходили в сад;
3. Посещайте вместе с ребёнком детские парки и площадки, приучайте его к игре в песочницах, на качелях;
4. Постепенно предлагайте малышу кушать те продукты и блюда, которые входят в меню детского сада (молочные каши, супы, рубленые мясные изделия, тушёные овощи, запеканки, компоты, кисели);
5. Обязательно поставьте в известность персонал садика, если малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт;
6. Приучайте ребенка пользоваться горшком или унитазом;
7. В первый день поступления ребёнка в детский сад не нервничайте, не демонстрируйте свою тревогу;
8. Утреннее расставание детей и родителей в детском саду – всегда трудный момент для обоих. Расставайтесь с ребенком легко и быстро.
9. Разрешите ребёнку взять с собой в первый день в детский сад любимую игрушку;
10. В выходные дни соблюдайте дома приблизительно такой же режим, как в детском саду.
Коррекционные мероприятия по адаптации ребенка к условиям ДОУ
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе.
Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Сгладить адаптационный период могут физический упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.
Занятиями для детей младшего дошкольного возраста носят общеобразовательный характер. В них входит начальная базовые знания и получения умений, в таких общеобразовательных дисциплинах как: социально-коммуникативное развитие, основы собственной безопасности и безопасности окружающего мира, познавательно-исследовательской деятельностью, сенсорное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Для наиболее лучшей и безболезненной адаптации ребенка, необходимо проводить работу вместе с родителями. Для этого можно применить беседы, родительские собрания; анкетирование; посещение на дому; выставки; папки-передвижки; наглядные формы педагогической пропаганды; консультации; присутствие родителей во время адаптационного периода в группе; укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода; алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь».
Основные технологии для поддержки ребенка и семьи в период адаптации:
1. Знакомство. Совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами.
2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения.
3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3-его года жизни педагогами заполняются адаптационные листы.
4. Организация диагностической работы. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей педагог совместно с психологами организует диагностическую работу.
Этапы работы с родителями в период адаптации:
1. Информирование о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач своей работы.
2. Составление семейного анамнеза. Приложение: прогноз адаптации, анкеты для родителей, чьи дети поступают в ДОУ.
3. Установление доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и родителями.