Наталья Седоплатова
Адаптация детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит периодадаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
В процессе адаптации малыш может приобретать несвойственные ему раньше личностные черты, временный или долгосрочный характер проявления которых зависит от индивидуальных особенностей развития.
Публикация «Адаптация детей первой младшей группы» размещена в разделах
По мере приспособления детей к детскому саду их можно разделить на три основные группы :
1) Легкая адаптация : примерно 50% детей составляют самую благополучную группу адаптации. Они посещают садик без особых эмоциональных потерь, более менее с желанием. Такая адаптация проходит за 3 - 4 недели. Изменения в поведении такого ребёнка незначительные и кратковременные, поэтому ребёнок практически или совсем не болеет. С таким ребенком почти нет проблем и волнений. Он спокойно входит в группу, осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чем-то конкретном. Такой ребёнок может попросить взрослого о помощи, а также первый идет на контакт со сверстниками. Понимает и придерживается правил поведения, с адекватностью реагирует на одобрение и замечания, умеет занять себя самостоятельно. Может играть рядом с другими детьми и доброжелателен к ним.
2) Средняя адаптация : за положительными действиями взрослого наблюдает с удовольствием, ребёнок идёт на контакт, на одобрение и замечания реагирует адекватно, но может нарушать установленные правила и нормы (социальное экспериментирование). В группу дети попадают без нервных расстройств, но в детском саду они начинают чаще болеть. При таком типе адаптации ребёнка к детскому саду, заболеваемость ребёнка может контролировать врач. Чем раньше он назначит малышу профилактические и лечебные мероприятия, тем меньше вероятность того, что ребёнок разболеется.
3) Тяжелая адаптация : такие дети реагируют на перемену обстановки очень болезненно, до нервного срыва, часто к ним прибавляются серьезные простудные заболевания. Может возникнуть регресс в развитии (обратный скачок, короткие вспышки температуры, истерики, сложные психические реакции организма. Это наиболее тяжелый вариант. У ребё нка бывают случаи навязчивого поведения: малыш может целый день ходить за воспитателем или няней, с постоянным вопросом “А мама придет?”. Постепенно тяжелая адаптация может сойти на нет, и это во многом зависит от правильного поведения в семье и благополучной домашней обстановки.
Каждый воспитанник детского сада проходит 3 стадии адаптации к новым условиям жизни.
Первый этап – самый сложный как для ребёнка, так и родителя. Малыши становятся капризными, плаксивыми. Им не хочется расставаться с привычным образом жизни.
Многие бунтуют, пытаются отстоять личное мнение, отказываются от соблюдения предлагаемых правил.
Это время не только эмоционально нестабильного состояния, но и ослабления организма. Малыши беспокойно спят, отказываются от еды, часто болеют.
Второй этап отличается нестабильностью. Уверенный в себе, довольный и, казалось бы, уже приспособленный малыш уже завтра может вернуться к привычному для первой фазы адаптации поведению.
Дети пробуют себя, определяются с интересами, сравнивают обстановку дома с той, что обеспечивает им дошкольное образовательное учреждение. Чем успешнее будет опыт в саду, тем меньше вероятность появления негативных реакций на раздражители.
Третий этап завершает процесс адаптации. У малыша полностью нормализуется психофизическое состояние, он с готовностью принимает факт вынужденного посещения детского сада, уже не протестует и не закатывает истерики – старается найти плюсы пребывания в группе, раз по-другому уже нельзя.
Длительность каждого из этапов адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, усилий родителей, воспитателя.
Для того, чтобы привыкание ребёнка к детскому саду происходило гораздо легче и спокойнее, необходимо придерживаться следующих правил поведения:
1) Необходимо настраивать ребёнка на мажорный лад. Радоваться вместе с ним тому, что он уже такой большой и дорос до детского сада.
2) В выходные дни создавать такой же режим дня, как и в детском саду.
3) Создать спокойный, теплый и бесконфликтный климат в семье. Берегите его ослабленную нервную систему.
4) По возможности на время сократите походы в общественные места, в гости, а также сильно сократите просмотр мультиков, телевизора или игр на телефоне.
5) Не реагировать на эмоциональные выходки и не наказывать за детские капризы.
6) Быть в тандеме с воспитателем, сообщая ему всю необходимую информацию об особенностях ребёнка.
7) При сильных изменениях в поведении ребёнка, как можно раньше обратиться к психологу в детском саду или к детскому врачу.
8) Не кутайте ребёнка, одевайте его в соответствии с температурным режимом в группе.