Татьяна Пономарева
А мы пишем книжку…
▼ Скачать + Заказать документы
А мы пишем книжку…
" Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, искусство уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей"
(Д. Б. Кабалевский)
Искусство, художественное творчество. К нему принято относитЬся как к чему-то особенному,большенству людей недоступному. И для такого отношения есть основания: ведь искусство отдалено от обыкновенного человека. Кто занимается искусством -это,конечно, особенные люди. Но ведь, все они были детьми и делали свои первые шаги. Дошкольный возраст это благодатная почва для того,чтобы мы могли прорастить в ребёнке"богатый" внутренний мир,прививать ему любовь к искусству Дети зто как"чистый лист бумаги"или "губка" Они впитывают в себя всё,что даёт им этот мир. Всё,что его окружает,отражается в них как в зеркале. Мне часто приходитЬся задавать вопросы родителям:
Публикация «А мы пишем книжку…» размещена в разделах
-Ваш ребенок рисует?
-Да, все они малююют чего-то.
-А лепит?
-Любит лепить, но пластилин стараемся недавать, а то растопчет по всему полу.
-А сочиняет сказки,стихи,разные истории?
-Он писать то не умеет. Какие там стихи и сказки.
Если ребёнок будет изолирован от"прекрасного,не будет изо дня в день сталкиваться с ним в любых его проявлениях,вряд ли у него будут яркие впечатления,развитые эмоции,расширенный кругозор Он будет равнодушен к искусству.
Но он же их сочиняет! Играя в одиночестве или с другими детьми, выдумывает истории и сказки. А мы, взрослые, не обращаем на это внимание,не прислушиваемся и, конечно не записываем сочинения ребенка,а иногда просто отмахиваемся,чтобы не докучал. А если присмотреться. Разве во время игры ребенок не становится то актером, то музыкантом?Разве он не бывает одновременно сочинителем,режиссером и исполнителем давольно сложного действа?
Где -то в первые годы школьной жизни в ребенке умирает актер-импровизатор, мим и танцор. Кончается ролевая игра. И многие способности ребенка, которые расцветали в творческих играх, не находят дальнейшего развития.
В возрасте 10-11лет ребенок перестает быть художником. И наступает такой момент, когда они забывают, что недавно были в мире искусства "своими". Художественным творчеством продолжают заниматься немногие. В основном те, которые рано ощутили внутреннюю потребность посвятить этому свою жизнь. Или те, за кого такое решение приняли родители, поверив, что у ребенка для этого есть необходимые качества. И мы, взрослые, к этому относимся как к чему-то закономерному и естественному: "Так и должно быть. Ведь искусство требует особых способностей. Разве каждый ребенок может заниматься художественным творчеством?". В том то и дело, что КАЖДЫЙ! И наша задача-задача взрослого - научиться бесконечной осторожности в оценке способностей ребенка и научить маленького человечка, относитЬся к жизни, к природе, к людям, к истории своего народа, к культурным ценностям так, как относится ко всему этому настоящий, большой художник.
Повседневная работа с детьми,знание их способностей и интересов,умение доставить радость от новых творческих открытий_вот основа нашей работы
На своих занятиях мы стараемся приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, в природу, в отношения. Формировать основы эстетического вкуса и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни. Различать добро и зло в человеческих отношениях. Воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок. Развиваем художественные способности детей, образную речь.
Для того, чтобы прийти к конкретным результатам обучения нравственно-этическому и эстетическому воспитанию, мы начали с доступного и простого, постепенно переходя к сложному. Копили элементарные эстетические впечатления, зрительные и слуховые ощущения. Определили понятие "искусство", что к нему относится. Конкретизировали виды изобразительного искусства, используя для этого иллюстрации,альбомы, книги по искусству, скульптуру малых форм и т. д. Вместе с ребятами оформили альбомы "Скульптура" и "Графика". Использовали ТСО - просматривали фильмы по сказкам А. С Пушкина. Много времени уделяли декоративно-прикладному искусству, развивая у детей творческие способности,объемно-пространственное мышление, художественно-конструктивные навыки. Рассматривали работы, выполненные в материале (дерево, металл, бумага, глина, ткань, кожа, мех.). Воплощали накопленный опыт на уроках прекрасного - лепке, рисовании, аппликации. Большая работа была проведена с родителями. Организовывались выставки совместных с детьми работ. Родители принимали участие в развлечениях и конкурсах. Результатом целенаправленной воспитательно - образовательной работы явилась эта книга- «Маленькая книжка о том, чего не замечают взрослые».
P.S. И еще… Мы стали лауреатами районного конкурса - «Моя первая книжка». И смогли настолько заинтересовать родителей и детей в сочинительстве рассказов, стихов и сказок, что почти каждый понедельник дети приносят свои иллюстрированные работы, как отчет о проведенных выходных. А недавно, ко мне подошла моя воспитанница - девочка Оля и сказала, что сочинила стихотворение: «Я хочу прижаться к твоему плечу, чтобы увидеть звезды в твоих глазах….». И вы знаете, мне кажется, что это мы должны видеть звезды в глазах наших детей или хотя бы просто замечать то, что видят они…маленькие человечки.