Татьяна Мороз
Мероприятие «75 лет Победы в Великой Отечественной войне»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание в детях патриотизма является одной из самых актуальных задач на сегодняшний день. Согласно закону «Об образовании в РФ» №273 от 2013 года - дошкольные образовательные учреждения — являются первой ступенью системы образования. Они формируют у детей базовое представление об окружающем мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству, к становлению устойчивой связи поколений, что приводит к развитию нравственно здорового, жизнеспособного населения. Формирование этих ценностей происходит в результате повседневной целенаправленной, систематической работы с ребенком.
Публикация «Мероприятие „75 лет Победы в Великой Отечественной войне“» размещена в разделах
Гражданско-патриотическое воспитание — это одна из основных и трудных для реализации задач в дошкольном учреждении. Задача сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников — сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям
ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социо-культурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Именно в дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, праздничных мероприятиях, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Патриотическое воспитание по своему содержанию очень многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в МКДОУ «Родниковский детский сад» становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства. При организации патриотического воспитания основными задачами для педагогов являются:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку, стране;
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• Воспитание уважения к труду, людям разных профессий;
• Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
• Формирование элементарных знаний о правах человека;
• Расширение представлений о родном поселке, округе, стране;
• Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
• Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя как специально организованные занятия, так и совместно организованную и самостоятельную деятельность детей.
Занятия проходят на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях. Проводятся встречи с участниками войны, тружениками тыла, «детьми войны». Хорошо, если это люди – родственники детей. Немаловажно проведение тематических экскурсий к обелиску.
Особая роль при организации патриотической деятельности всегда отводится взаимодействию с семьями воспитанников. Родители поддерживают наше начинание: помогают изготовить портреты, рассказывают ребятишкам историю их семей в годы Великой Отечественной войны. Во время традиционных мероприятий ко Дню Победы, голос Левитана объявил о безоговорочной капитуляции Германии, и ребята вместе с воспитателями гордо прошли в колонне «Бессмертного полка» по территории детского сада. Часть ребят несла портреты своих прадедов и прабабушек, а те, в чьём семейном архиве не сохранилось памяти о фронтовиках, держали плакаты с изображением пионеров-героев.
Во многих группах детского сада ребята вместе с воспитателями и родителями создали в мини – музеи, в которых находятся:
- художественная и публицистическая литература;
- малые скульптурные формы;
- фотоальбомы;
- семейные альбомы;
- реальные награды или их художественное изображение;
- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;
- запись рассказов детей;
- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;
- мультфильмы, слайды, презентации.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для родителей.
Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
• Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
• Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
• Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
• «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
• Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
• Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• Деятельностный подход к организации педагогического процесса;
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Основные методы образовательного процесса:
- игровые;
- поисково – исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие игровые обучающие ситуации;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
Содержание нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста:
- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом / селом, округом: его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами / селянами прошлого и настоящего, с достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные времена года, помощь взрослым.
В преддверии празднования 75 –летия Победы в Великой Отечественной Войне возник вопрос - как помочь подрастающему поколению сформировать чувство гордости и уважения к защитникам на шей Родины? Для этого детям необходимо рассказывать о защитниках Родины, ветеранах войны, знакомить с их подвигами участников войны, с оружием того времени, с формой военных.
Поэтому была поставлена цель - сформировать нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с событиями ВОВ.
Задачи:
1. Сообщить детям первоначальные сведения о ВОВ, познакомить с героями войны, их подвигами.
2. Раскрыть решающую роль русского народа в завоевании Победы, сформировать представление о необходимости мира на земле.
3. Развивать речь, воображение, умение детей взаимодействовать друг с другом.
4. Воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за Родину.
На первом этапе был собран и систематизирован наглядный материал. Это и художественная литература для детей, иллюстрации, атрибуты и материал для художественно-эстетической деятельности. В технике аппликации выполнена «Открытка ветерану», «Письма ветеранам».
При организации проекта были беседы с детьми, чтение художественной литературы, Рассматривание тематических альбомов «Города-Герои», «Дети-герои войны», «Памятники Победе». В холле детского сада оформлена тематическая «Выставка военной техники» и «Уголок памяти». «Выставка военной техники» заставляет часто биться сердца наших мальчишек, а вот перед «Уголком памяти», где размещены портреты участников и ветеранов ВОВ, все девчонки и мальчишки, да и взрослые тоже, испытывают особую гордость и трепет. Итогом в группе стала «Книга памяти». В приёмной группы – оформлялись выставки детских работ. В группе был оформлен уголок «Помним и гордимся».
Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении — это длительный процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой. Хорошо, что есть такие конкурсы, которые стимулируют педагогов глубоко изучать вместе с детьми историю своей страны.