Ольга Борисова
Консультация для родителей «Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Шахматы – игра интеллектуальная, требующая усидчивости, концентрации внимания и тщательного продумывания ходов. Играя в шахматы, ребёнок анализирует действия соперника и просчитывает ходы, которые могут привести к победе. Таким образом, развивается аналитическое мышление. Ребёнок учится задумываться над результатами какого-либо действия, прежде чем его совершить.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Шахматы. Консультации
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Существует много разнообразных приемов, методов и технологий с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры. Но в дошкольном детстве это должно происходить в форме игры, так как это ведущая деятельность в этом возрасте.
В первую очередь нужно знакомить детей с игрой «Шашки», она более проста в правилах.
- рассмотреть шашечницу (или доску) : узнать, что она состоит из белых, черных полей, которые чередуются между собой;
- изучить понятия: вертикаль, горизонталь, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие.
Процесс освоения понятий горизонталь, вертикаль и диагональ станет эффективнее, благодаря использованию различных игр и игровых приемов. Например, в подвижной игре «Покажи…», дети с помощью рук показывали горизонталь, вертикаль и диагональ, тем самым они овладевали пространственным ориентированием, у них развивалось внимание, и при этом они двигались, развиваясь физически.
Дидактические игры: «Составь доску» (из клеток, из квадратов разного размера: 2 на 2, 4 на 4, «Составь доску и расскажи из каких линий ты собирал», «Рассеянный художник» (Кто первый найдет ошибку (неправильную горизонталь или вертикаль) способствуют овладению пространственным ориентированием на плоскости.
Интересный игровой прием, как «путешествие по улицам, переулкам доски». Предлагать ребятам отправиться в сказочное путешествие:
- вместе с детьми ходить по большой напольной доске (сделанной своими руками из подручных материалов,
-рассмотреть, сравнить линии: горизонтали, вертикали, диагонали, поля (клетки,
-посчитать количество полей (белых, черных, полей в горизонтали, вертикали, самой короткой диагонали, самой длинной диагонали и т. д.
Знакомство с шахматами можно произвести по мотивам книги Игоря Сухина «Приключения в шахматной стране» : вместе со сказочными персонажами: мальчиком Юрой, Клеточкой и Загадаем вместе с ребятами отправиться в путешествие по шахматной стране.
Вместе продолжили знакомство с шахматной доской :
- вспомнили, понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ;
-узнать, что такое шахматная нотация, что каждое шахматное поле на шахматной доске находится на пересечении горизонтали и вертикали,
- с помощью стихотворения Игоря Сухина "Мы сидели на крыльце…" запомнить латинские буквы.
Также узнать секрет букв ДВГ (диагональ, вертикаль, диагональ - домик веселого горизонталика) и оживить Горизонталика, который дальше отправился с нами в путешествие по шахматной стране знакомиться с шахматными фигурами.
Твердо запомнить шахматные фигуры и умение отличать одни фигуры от других не всегда легко, в этом может помочь такие игры как:
- «Кубик» : обклеили старый кубик самоклеящейся пленкой, на гранях приклеили изображения фигур и по очереди бросать, называя фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.
-«Волшебный мешочек» - в непрозрачный мешочек прятать фигуры и по очереди на ощупь определяли их название. Усложняли игру тем, что в мешочек собирать фигуры из разных материалов и разного размера (связанные, деревянные, крупные и небольшие). Придумать разновидность этой игры, используя, картонную коробку, сшить два рукава (черный и белый, в которые смогут запустить руки сразу двое детей и найти одну заданную фигуру, кто быстрей.
Дидактические игры «Шахматный веер», «Запретная фигура», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Фигура по кругу», «Большая и маленькая», «Что общего» также способствуют запоминанию шахматных фигур.
С этой же целью, можно изготовить дидактические игры, которые можно использовать как в совместной деятельности с воспитателем в группе, так и для самостоятельной:
- «Узнай по силуэту» (узнать силуэт фигуры, найти ее изображение, наложить на силуэт, назвать ее)
- «Нади половинку» (из предложенных вариантов найти половинки и соединить их)
- «Найди пару» (найти пару «Рисунок-схема», «Фотография фигуры – сказочное изображение», «Фигура-буква» и т. п.); «Шахматное домино», «Шахматное лото».
Далее, вместе со сказочными героями можно отправиться к воротам Каиссии, узнать, что Каиссия – это столица Шахматной страны и названа она в честь богини шахмат Каиссы; узнать о порядке, в котором располагаются фигуры перед началом игры.
Быстрому и прочному запоминанию расположения фигур в начальном положении нам поможет разучивание стихотворения И. Сухина «Я смотрю на первый ряд, по углам ладьи стоят» и стихотворения «В каждом отряде ты сам посмотри», которые использовались каждый раз, когда мы проверяли расстановку фигур в завершении таких игр как: «Кто быстрее расставит фигуры», «Шахматный переполох»,
Можно проводить своеобразные игры - эстафеты с бегом на правильную и быструю расстановку фигур на шахматных досках. Такие эстафеты повышают интерес к изучению шахматной науки, вносят оживление, дают прекрасный эмоциональный настрой.
К этапу изучения возможностей шахматных фигур можно подойти в игровой форме вместе с Юрой, Клеточкой и Загадаем и познакомиться с шахматными фигурами : как ходит, как бьет.
Игра «Нади путь» способствует освоению хода фигур: вместе с ребятами на большом шахматном поле и на своих шахматных досках они искали путь каждой фигуры, который похож на буквы: Г, Е, Н, П, Т, Л,Ч и др.
Я убедилась, что учить детей игре в шахматы нужно и не бояться начинать делать это как можно раньше. Эта игра дисциплинирует детей, развивает память, сообразительность, находчивость, целеустремленность; учит умению точно рассчитывать время; помогает вырабатывать такие черты характера, как объективность, усидчивость, доброжелательность. Много полезных качеств приобретают дети, играя в шахматы. Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.