Галина Матюшина
150 лет со дня открытия первого сада.
▼ Скачать + Заказать документы
150 лет со дня открытия первого сада.
Чем дальше в будущее смотрим
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим….
Почти 150 – лет назад было положено начало системе дошкольного образования в России.
А с чего всё начиналось….
В России воспитанием детей долгое время осуществлялось только гувернантками, в дальнейшем, в благотворительных заведениях, частных и церковно-приходских начальных школах.
Как же появились детские сады, и откуда пришло к нам само слово «детский сад»?
Публикация «150 лет со дня открытия первого сада,» размещена в разделах
Само название «Детский сад» было придумано в 1837 году в Германии педагогом-новатором, автором системы раннего детского воспитания Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем. По мысли Фребеля, назначение детского сада — не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но "упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми". Фребель указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода, а воспитателей называл "садовницами".
В Росси, прообразом детского сада в то время, были дневные детские комнаты при Демидовском доме трудолюбия, открытые 15 мая 1837 А. Н. Демидовым по просьбе матерей-работниц. Первоначально здесь получили опеку 6 мальчиков и 11 девочек, через год число детей возросло до 112. Однако педагогические принципы воспитания детей в то время еще не были выработаны.
Шли годы, и у «фребелевской» педагогической системы нашлось немало последователей в России. В числе первых была Люгебиль София Андреевна. В 1862 она при поддержке мужа, известного филолога проф. К. Я. Люгебиля, открыла первый в С. -Петербурге детский сад нового типа – платное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста.
Игры и занятия в детском саду проводились без строгой регламентации, детям предоставлялась возможность играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре воспитательницы.
Люгебиль вела записи своих наблюдений за индивидуальным поведением и развитием детей. Правда, заведение пришлось закрыть в 1869 из-за нехватки средств.
В 1866 году Аделина Семёновна Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции. Детские сады были дорогостоящими заведениями, рассчитанными на детей из состоятельных семей. Плата за одного ребенка в них составляла 3–5 руб. в месяц. Однако опыт их работы был использован при создании детских воспитательных заведений благотворительного характера.
В заведении все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе. Дети вели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа, сопровождались русскими народными песнями. Занятия в младшей группе носили преимущественно индивидуальный характер, а занятия в старшей (дети 5–6 лет) – коллективный, причем имели природоведческий уклон.
В том же 1866 году был открыт первый бесплатный, «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения.
В 1871 г. по инициативе Н. К. Задлер и Е. А. Вербер при содействии И. И. Паульсона и К. А. Раухфуса в С. -Петербурге было открыто Фребелевское общество, которое вело как просветительскую, так и благотворительную деятельность. Оно учредило первые "фребелевские курсы" для подготовки работниц детских садов, куда принимались лица, окончившие средние учебные заведения или имеющие звание домашней учительницы.
В 1893 г. им было организовано два бесплатных детских сада, в которых в зимнее время обучалось ежегодно до 120 детей, и летний "Народный детский сад" с платой по 10 коп. в месяц за ребенка, его ежедневно в течение трех летних месяцев посещали свыше 1000 детей беднейших классов населения. В 1897 г. общество устроило детскую летнюю колонию, в которой ежегодно пребывало от 50 до 100 детей, "нуждающихся в поправлении здоровья".
К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений разного вида: как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.
В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания. Первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал журнал «Детский сад» под редакцией Аделины Семёновны Симонович. Авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации Константина Дмитриевича Ушинского.
В Советское время, в результате огромных достижений развития общества, в России, была создана система общественного дошкольного воспитания. В стране имелось уже 24,5 тыс. детских садов, которые посещали свыше 1 млн. детей.
В трудные годы Великой Отечественной войны, когда решалась судьба всех завоеваний социализма, а так же послевоенный период, происходит дальнейшее расширение сети и улучшение работы детских садов.
В 1973 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». По этому закону к дошкольным учреждениям были отнесены детские ясли, детские сады, детские ясли-сады общего и специального назначения. Соответствующие законы были приняты во всех союзных республиках.
Сегодня в России 60 тысяч дошкольных детских учреждений, в которых работают около 1 миллиона 200 тысяч воспитателей.
Система дошкольного образования в России является уникальной, нигде в мире нет такой системы …
Детский сад дает ребенку возможность всестороннего развития: физкультура, изобразительная деятельность, музыкальные занятия.
Основным же аспектом обучения в саду являются закладываемые на занятиях знания об окружающем мире; пространственной ориентации; развитие памяти; логического мышления. Не менее важна подготовка руки к письму; обучение элементарным математическим навыкам; развитие речи. В саду ребенок овладевает навыками самостоятельной работы, выполнения заданий по словесной инструкции. На занятиях осуществляется тренировка произвольного внимания, позволяющего сосредоточенно работать над материалом.
Есть не так уж много профессий, в которых люди так чётко и ясно понимают, ЧТО и ЗАЧЕМ они делают. Мы готовим детей к жизни, к будущим победам и поражениям, стараемся научить их преодолевать трудности, радоваться удачам. Стараемся, что бы каждый ребёнок получил частичку наших сердец.