александра агачкина
«Золотая осень». Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
"Золотая осень"
конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
(образовательная область Художественное творчество)
Цели:
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, глубокую выразительность осенних красок, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы. Формировать представления детей о цвете, звуке, движении, а также их различных комбинациях.
Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами.
Публикация «„Золотая осень“, Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Развивать художественное восприятие, эмоционально-чувственную сферу ребёнка, творческие способности через интеграцию разных видов искусств.
Воспитывать любовь к красоте родной осенней природы.
Материалы и оборудование:
Аудиозапись музыкальных произведений: отрывок из цикла А. Вивальди «Четыре времени года», пьесу Осень, песня «Милая осень» сл. И муз. З. Роот, репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», А. М. Грицай «Летний сад», И. Остроухов «Золотая осень» сухие листья, детские музыкальные инструменты, бумага формата А3, акриловые краски, кисти, палитры, листья для работы в технике «оттиск»
Подготовительная работа:
Слушание музыкальных произведений, разучивание песни «Милая осень», наблюдения за осенними изменениями в природе, рассматривание репродукций, рисование осенних пейзажей, составление рассказов, чтение стихотворений об осени.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Дети входят в зал, украшенный осенними листьями, ветками)
Педагог: Сегодня наш зал необыкновенный. Что вы видите вокруг? Что вы чувствуете? (ответы детей)
Итак, мы в гостях у Осени. Сегодня волшебница осень дает нам возможность любоваться её красотой, вдыхать аромат опавшей листвы, слушать шуршание падающих листьев. Какие изменения происходят в природе осенью? (ответы детей)
Осенью природа вспыхивает ярко, загорается в последний раз. Осенью деревья и кусты одеваются в яркий нарядный убор.
Какие запахи у осени? У осени особые запахи: нагретая кора деревьев имеет терпкий запах, у сухой травы и прелых листьев душистый запах. Удивительный запах у грибов в лесу.
Большинство художников, композиторов и поэтов любят осень за красоту и то особое настроение, которое она дарит. Но каждый любит её по-своему, каждый видит в ней что – своё. Очень тонко понимает природу художник Исаак Левитан. Давайте посмотрим на его пейзаж «Золотая осень». Посмотрите, как торжественно предстают перед нами деревья в роскошном золотом убранстве.
Что вы чувствуете, какое настроение у вас возникает, глядя на этот пейзаж? О чем рассказывает нам художник в своей картине? (ответы детей)
Здесь всё красиво: и небольшая речка, которая уходя вдаль становится всё уже и уже. Кажется, что её темно-синяя вода медленно движется, становясь в дали всё светлее и светлее. К этой засыпающей речке весело сбегают шумящие листвой берёзки. Они словно хотят полюбоваться в зеркале реки своей облетающей красой. А на противоположном берегу реки березка, которая ищет уединения.
Скажите, какие оттенки желтого цвета увидел художник в природе?
Какое ощущение создают эти тёплые цвета?
Природа торжествует, празднует, прощается с нами перед холодной зимой.
Совсем другая картина у художника И. Остроухова, хотя она тоже называется «Золотая осень». Какая это картина? Здесь тихий и укромный уголок леса, где можно пошептаться с золотой осенью. Наверное, осень здесь любит отдыхать. Но если прислушаться, можно услышать какие-звуки. Кто это «разговаривает» на картине? Конечно, это болтливые сороки.
А теперь взгляните на пейзаж А. М. Грицая «Летний сад». О чем эта картина? Эта картина о таинственной тишине, пустоте парка, задумчивой грусти, безлюдье, одиночестве осени. Какое настроение у этой осени? (Таинственное, задумчивое, грустное, печальное, плаксивое, скучное, опустошённое, хмурое, мрачное, гневное). Какие краски подобрал художник? Краски на этой картине отсырели, потускнели, набрались влаги.
У живописи есть сестра – музыка. Музыка, как и живопись передаёт мысли, чувства автора. Музыкальные и живописные произведения нас восхищают, радуют, тревожат, удивляют. Композиторы, которые сочиняют музыкальные произведения обладают «цветным слухом», то есть чувствуют цвет музыки. Давайте и мы почувствуем, как звучат краски осени, как кружится осень в прощальном танце. (Под музыку А. Вивальди «Осень» дети исполняют танцевальную импровизацию с листьями, кружась и подбрасывая листья вверх).
Что вы чувствовали, когда слушали это произведение и исполняли танец? (нежность, радость, светлую грусть)
Что вы представляли? (дети делятся впечатлениями)
А сейчас давайте послушаем, как красиво и проникновенно рассказывают об осени поэты. Дети читают стихи.
Лес, точно терем расписной, «Уж небо осенью дышало,
Лиловый, золотой, багряный, Уж реже солнышко блистало,
Весёлой, пестрою стеной Короче становился день,
Стоит над солнечной поляной. Лесов таинственная сень
(И. Бунин) С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора».
(А. С. Пушкин)
Ребята, если соединить поэзию и музыку, что получится? (песня)
Давайте исполним песню «Милая осень» в сопровождении музыкальных инструментов.
Ребята, как вы думаете, какие природные музыкальные инструменты дарит нам осень? (ветер, листья, сухие ветки, капли дождя, первые звонкие льдинки в замёрзших лужах). Оказывается осень – замечательный композитор. Она сочиняет неповторимые музыкальные произведения. Кроме того, она очень талантливый художник. Осень подбирает для природы очень богатую палитру красок и собирает опавшие листья в пышный нарядный ковёр. Давайте мы попробуем из листьев выложить узор для осеннего лесного ковра. (практическая работа детей).
Ребята осень прощается с нами. Зимой она будет спать под снежным покрывалом, ну а нам остается на память об осень оставить прекрасные пейзажи. Постарайтесь своими работами рассказать об осени, которая вам запомнилась, понравилась, передать её настроение. Работать мы будем акриловыми красками, используя технический приём «оттиск» и помогут нам в этом осенние листья. Итак, я вас приглашаю в нашу художественную мастерскую.
(Практическая работа детей)
Итог: (работы детей вывешиваются на мольберты. Каждый рассказывает о своем пейзаже, делится впечатлениями.)
Педагог благодарит детей за работу, говорит, что ему приятно было работать.