Светлана Ушкова
Познавательное занятие «Золотая осень» (подготовительная группа)
▼ Скачать +Заказ
Познавательное занятие (подготовительная группа
оспитатель Ушкова С. В.
Г. Липецк МБОУ СОШ№70
«Золотая Осень» познавательное занятие (подготовительная группа)
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Публикация «Познавательное занятие „Золотая осень“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Развивающая среда:
1. Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
2. Доска с таблицей, фломастеры
3. Две ветки в вазах.
4. Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
5. Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».
6. Карточки с явления природы,
7. Картинки перелетных птиц: стрижи, ласточки, журавли, грачи, кукушка, гуси, утки и лебеди;
Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.
Ход ОД:
Звучит музыка «Осенний вальс»
Воспитатель:
И. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в глазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца….
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Ответы детей (выслушиваешь 3-4 ответа, говоришь, что об этом будем говорить в следующий раз).
Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.
Воспитатель: Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.
Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.
И к каждой осени у нас особая любовь.
Воспитатель:
Ребята, а кто знает почему летом листья – зеленые, а осенью разноцветные (желтые, багряные, золотые); (Дети объясняют, почему так происходит)
Воспитатель:
В листьях и летом, и осенью есть разные краски – и зеленые, и желтые, и красные. Самый сильный цвет - зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество – ХЛОРОФИЛ. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света дает много, и поэтому листья остаются зелеными. Но вот наступает осень, дни становятся короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может больше образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют. Посмотрите как это можно зарисовать.
Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зеленых листьев, зато много желтых и красных.
Воспитатель: Вслед за изменением окраски листьев начинается листопад. Как вы думаете почему у деревьев и кустарников опадают листья?
Ответы детей.
Воспитатель: Ученые установили, что в листьях постепенно накапливаются вредные для растения вещества. Осенью в том месте, где черешок листа прикрепляется к стеблю, образуется особый слой. Он отделяет черешок от стебля, и лист вместе с вредными веществами опадает.
Воспитатель: Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?
Дети: К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?
Дети: златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют).
Воспитатель: Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь - месяц мокрый, хмурый. Как его называют?
Дети: Листопадом.
Воспитатель: В народе говорят: «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?
Дети: Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.
Воспитатель: Ноябрь - последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?
Дети: «Ворота зимы», «предзимник», «чернотропник» (дети объясняют почему)
Воспитатель: Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень - «серебряной». Почему?
Дети: В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.
Воспитатель:
Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню-зиму.
Воспитатель: Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.
Приметы
1. Осенью паутина на ясную погоду.
2. Гром в сентябре - теплая осень.
3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
4. Поздний листопад - к суровой продолжительной зиме.
5. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
6. Когда гусь улетает, снег выпадает.
Пословицы
1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
4. От осени к лету, поворота нету.
5. Лето со снопами, осень с пирогами.
6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
Воспитатель: Давайте подберем много слов – определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая и т. д.).
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг- миг,
Мы плечами чик- чик,
Раз- сюда, два- туда,
Повернись вокруг себя,
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
II.
Воспитатель: Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?
Дети: Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.
Воспитатель: Какие улетают чуть позже?
Дети: Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды.
Воспитатель: Какие птицы улетают последними?
Дети: Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.
Воспитатель: Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетными птицами.
Воспитатель: А птиц, которые зимуют у нас?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?
Дети: Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.
III.
Воспитатель: Как готовятся к зиме звери?
Дети. Звери строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи желуди, нагуливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочки делают запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.
Игра с мячом «Антонимы» (большой- маленький, длинный- короткий, тонкий –толстый, мокрый- сухой)
IV.
Воспитатель:
Где трудятся люди осенью?
Дети: В полях, садах и огородах.
Воспитатель:
Какую работу люди выполняют в поле?
Дети: Хлеборобы, комбайнеры убирают хлеб. Животноводы заготавливают корм для скота. Трактористы пашут землю после уборки урожая.
Воспитатель:
Овощи заготовили, травы собрали, зерно убрали. Больше нечего делать человеку осенью?
- Работы еще много. Люди окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить кору от вредных грызунов и морозов.
Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов.
Воспитатель: Чем занимаются люди в октябре?
Дети: Люди убирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту. ^"- Дети. Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят ^ и заквашивают капусту.
Воспитатель. Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой.
Воспитатель: Какие работы у людей в ноябре?
Дети. Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.
Воспитатель:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Воспитатель: Ребята, а какая осень вам больше нравится? Золотая или серебряная. Почему?
Выберите ту модель осени, которая вам больше нравится.
- Давайте сохраним золотую осень в наших рисунках.