Надежда Тютюнникова
Конспект ООД по ручному труду в подготовительной группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Кувадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад ОАО «РЖД» №167
ООД по ручному труду в подготовительной группе
Тема: «Знакомство с народной куклой.
Изготовление куклы Кувадки»
Подготовила воспитатель:
Тютюнникова Н. В.
[/h4]
2019 г.
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Кувадки» в подготовительной группе
Доминирующая образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Кукла Кувадка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы (русский народный костюм; подарок один, а детей много, сюрпризный момент (появление домовёнка); постановка цели (изготовление куклы). Обсудить варианты и вызвать желание, и стремление к изготовлению тряпичной куклы; возможность высказать способы решения.
Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание игровой ситуации путешествие в прошлое; создание проблемной ситуации (необходимость изготовления куклы, чередование видов деятельности, дидактическая игра «Какая кукла?», подвижная игра «Горелки».
Приемы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность (изготовление куклы, игровая ситуация (выкладывание кукол в форме солнца).
Приемы оценки и самооценки: поощрение взаимопомощи детей, одобрение, похвала.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие (за счет постановки проблемной ситуации, формирования эмоциональной отзывчивости, взаимодействия воспитателя, героя и детей во время проведения образовательной деятельности)
Познавательное развитие (за счет обсуждения и рассматривания кукол – оберегов, знакомство с новой куклой, беседы)
Речевое развитие (за счет развития диалогической речи во время обсуждения и показа кукол – оберегов, дидактическая игра «Какая кукла?», закличка)
Художественно – эстетическое развитие (за счет изготовления куклы –Кувадки)
Музыкальное развитие (за счёт фоновой музыки во время самостоятельной работы)
Возрастная группа: Дети подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Цель: Ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре.
Задачи:
Образовательные:
- Научить детей последовательному изготовлению куклы –Кувадки.
- Ознакомить и расширить представления детей об истории русской народной куклы.
- Развитие коммуникативных навыков-обсуждение, высказывание.
Развивающие:
- Формировать у детей эстетический вкус; развивать творчество, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной куклы.
- Дать ребёнку возможность ощутить радость от результата своего труда.
Планируемые результаты:
- Расширить представления детей об истории русской культуры.
- Познакомить с новым видом куклы - оберега.
- Изготовить куклу – Кувадку.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности):
Для организации образовательной деятельности необходимы русские народные костюмы, костюм домового, декорации «Русская изба», сундук, готовые образцы куклы - обереги, схема изготовления куклы – Кувадки, лоскуты ткани, шерстяные нитки, атласные ленточки.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:
- Беседы с детьми о куклах - «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы».
- Рассматривание иллюстраций «Игрушки из прошлого».
- Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин игрушек», «Дом», «Детский сад».
- Дидактическая игра «Из чего сделана?»
- Чтение художественной литературы - русская народная сказка «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Н. Д. Телешев «Крупеничка».
ХОД:
1. Организационный момент.
Звучит русская народная музыка. Дети входят в группу.
В. Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте)
В. Ребята, посмотрите, как мы с вами сегодня одеты?
Как обычно?
Как называется наш костюм?
Как вы думаете, почему мы сегодня так оделись?
Потому, что мы с вами, отправимся в путешествие, в то время когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы.
Хотите отправиться в путешествие?
Для этого нужно сказать слова волшебные: «Вокруг себя повернись, в далеком прошлом «окажись».
Где мы с вами оказались? (В избе).
В. Правильно! Молодцы! В русской избе, а где же хозяин? Почему, он, гостей не встречает?
Из – за печки появляется растрёпанный домовёнок.
Домовенок:
Ой, ой, ой! Проспал! Опоздал!
Потерял! Все! Все!
Почему я долго спал?
Где сундук свой потерял?
В гости ждал к себе ребят
(Неожиданно поворачивается к ребятам)
- Ой! Они уж тут стоят
(Приводит себя в порядок).
- Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Меня Кузей называют,
Я в селе Фоки проживаю,
Охраняю ваш покой,
Очень я мастеровой.
Кто у меня побывает,
Тот многое узнает.
(грустно) Только вот, беда, какая,
Где сундучок мой, я не знаю?
В нем же разные изделия,
В нем такое рукоделье! (ищет)
В. Ребята, давайте поможем Кузе найти сундук.
Дети подсказывают, т. к. сундучок на видном месте.
Домовенок:
Вот в него я загляну, Что в сундучке всем покажу? (достаёт куклу)
Посмотрите, ребята, что это? (кукла)
- Правильно! А у вас есть куклы? Что вы с ними делаете?
Д. А моя кукла необычная.
В. Ой, Кузя, а наши дети знакомы с такими куклами. Ребята, посмотрите, как называется эта кукла? (Травница)
Молодцы! А почему она так называется?
Д. Правильно. А это, что за кукла? (Достаёт ещё одну куклу Крупеничку)
В. А эту куклу, почему так назвали?
В. Молодцы ребята, а ты Кузя всех своих кукол нам покажи, мы много о них знаем. (Домовёнок достаёт всех кукол: зайчик на пальчик, день и ночь, десятиручка.)
В. Ребята, как называют всех этих кукол? (Это куклы – обереги)
В. Почему их так называют? (Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.)
В. Кузя, а мы знают пословицу о кукле обереге.
Д. «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит»
Ребята, из какого материала сделаны куклы? (из лоскутков)
Правильно. А если кукла сделана из лоскутков – значит это какая кукла? (тряпичная)
Если кукла будет сделана из дерева, то она будет какая?
А из соломы?
и. т. д. Игра на словообразование.
(из глины, из соломы, из резины, из пластилина, из тряпочки, из фарфора, из бумаги, из пластмассы, из стекла, из железа, из ваты)
Д. Всё – то вы знаете, а вот почему у кукол нет лица точно не знаете.
(они безликие, лицо кукле не рисовали, потому что в неё мог вселиться злой дух)
Д. Ну, удивили и об этом они знают!
2. Основная часть.
Д. Есть у меня ещё одна кукла, самая любимая. Это кукла –Кувадка. Кукла Кувадка – самая простая в изготовлении кукла, сделать ее сможет даже ребенок. Эту куклу мамы вешали над колыбелью, чтобы она оберегала ребенка.
Подрастая, детишки играли с такими вот простыми и теплыми куклами. А когда выходили на улицу играли в русские народные подвижные игры и водили хороводы. Давайте и мы с вами поиграем.
Подвижная игра «Горелки»
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!
Д. ой ребята молодцы и играть с вами весело. Ну а мне, пора с вами прощаться. Но перед уходом хочу подарить вам эту куклу – Кувадку, чтоб она вас охраняла и защищала. (дарит)
В. Спасибо большое тебе Кузя! Ребята давайте скажем спасибо.
В. Ребята, нравится вам подарок? Спасибо Кузя за подарок такой хороший?
Д. До свиданья детвора ждут меня ещё дела. (уходит)
(Дети прощаются с домовёнком.)
В. Подарил нам Кузя Куклу оберег, да только вот беда, кукла –Кувадка одна, а вас посмотрите как много, как же быть, что делать? (варианты детей)
В. Ребята, а хотите, я научу вас делать такую куколку? (Да, хотим.) Здорово!
В. Я приглашаю вас в мастерскую, но чтобы нам туда попасть нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись в мастерской окажись».
А вот и волшебная мастерская.
Подходите вот сюда, к этому столу, я научу вас мастерить куклу –Кувадку.
Ребята, для изготовления куклы мне понадобятся лоскутки и нитки.
Как вы думаете, почему здесь нет иголок и ножниц? (считалось, что кукла потеряет свою силу оберегать и защищать) Умнички!
3. Объяснение предстоящей работы: (Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани.)
1) Вы готовы? Тогда мы начинаем. Возьмём один лоскуток, скручиваем его в валик по одной и длинных сторон до середины, теперь с другой длинной стороны, тоже до середины.
2) Дальше скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2 см и обматываем тесьмой или пряжей, фиксируя шею нашей куколки, концы связываем узлом. Здесь вы можете помогать друг другу. Посмотрите, это голова в форме петли и туловище куклы, а это сарафан.
3) Отложим эту скрутку в сторону, возьмём лоскут другой ткани и делаем ещё одну скрутку, только другим образом посмотрите как, на концах отступаем по 1 см и делаем обмотку тесьмой - это ручки куклы.
4) Теперь скрутку ручки укладываем в первую скрутку под головой и фиксируем несколькими витками тесьмы по линии талии. Расправляем юбочку.
Вот, кукла – Кувадка готова! Вам нравиться?
Ребята, проходите, присаживайтесь.
В. Посмотрите, у нас есть схема изготовления куклы. Давайте вспомним,
- что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла? (скрутить лоскут ткани с двух сторон до середины)
- Что надо сделать потом? (выделить головку)
- Что вы будете делать дальше? (скрутить лоскут ткани, выделяя ладони)
- И в завершении? (закрепляем ручки, и выделяем талию красивой ленточкой)
В. Хорошо! Давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(хлопают в ладоши)
Оля, Аня, Света, Нина,
И весёлая Марина.
(загибают поочередно все пальчики)
1, 2, 3, 4, 5
(разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате
Кукол всех пересчитать.
(хлопают в ладоши)
Сколько кукол – пять.
4. Практическая работа детей.
В. Приступайте к изготовлению куклы.
(Играет русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.)
5. Итог занятия.
В. Я предлагаю вам сделать солнышко из наших кукол. Солнышко у русского народа – это тепло и добро (дети выкладывают солнышко по кругу).
Давайте вместе попросим солнце, одарить наших кукол своей теплотой и любовью.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Наших кукол обогрей!
В. Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?
(она мягкая, теплая, добрая, красивая)
6. Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? (Кукла называется Кувадка. Это кукла - оберег. Ее вешали над колыбелькой малыша, чтобы она хранила его сон.)
Молодцы!
Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Ребята а кто знает пословицы о труде? (дети отвечают)
Наше занятие подошло к концу. Вы довольны своей работой? (Да, у нас получились куколки).
- Эту куклу вы возьмите домой повесьте ее над своей кроватью. А если захотите, можете сделать дома еще куколки вместе с родителями и подарить их близким людям. Пусть Кувадки оберегают всех ваших близких.
Гостям спасибо за внимание!