Татьяна Берёзкина
Конспект занятия «Знакомство с бумагой и её свойствами»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 «Радуга»
(141840, Московская обл., г. Яхрома, ул. Ленина, д. 8А)
Конспект
организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
в логопедической (5 – 7 лет) гр
ппе
подготовила и провела воспитатель
логопедической группы
Берёзкина Татьяна Александровна
2013 г.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с бумагой и её свойствами“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Тема «Знакомство с бумагой и её свойствами»
Цель: расширение и закрепление представлений о бумаге, развитие активного и пассивного словаря по теме.
Программное содержание по образовательным областям:
Познавательное развитие:
• уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Использование бумаги в жизни человека.
• развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду);
• развивать мелкую моторику рук;
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
• развивать внимание, память, мышление.
Речевое развитие:
Словарь и грамматика:
• развивать словарь по данной теме, умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу;
• упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, в загадывании загадок, образных выражений и сравнений.
Связная речь:
• учить детей развивать сюжет, предложенный воспитателем, продолжать работать над предложением.
Предварительная работа:
Организовать экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги, рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.
Оборудование: квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон, гофрированная и др., предметы, изготовленные из бумаги, ёмкость с водой, цветы из бумаги с закрученными лепестками.
Ход:
- Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.
А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет – заметочку кладет? (Бумага)
- Правильно, ребята, это бумага. Как догадались? Какие слова вам подсказали? (ответы детей)
- В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой : дома, в детском саду вы на ней рисуете. Где еще применяют бумагу? (ответы детей)
- Правильно ребята, бумагу используют по-разному, а еще у каждой бумаги свое название.
-Давайте поиграем с сундучком
Я листочки положила в разноцветный сундучок
Ну-ка (имя ребенка) вынь листок и назови.
(Дети достают из сундучка листы бумаги, называют его (например, калька) и рассказывают, для чего ее используют).
- Молодцы, все верно назвали. А сейчас подумайте и назовите предметы, которые могут быть сделаны из бумаги? (дети перечисляют).
- Ребята, давайте посмотрим, а что еще в чудесном сундучке? А тут вот еще, сколько разных предметов! Может быть, вы знаете про них загадки? (Один загадывает, а остальные отгадывают и находят предмет в сундучке).
- Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Слушайте задание, пройдите по групповой комнате, найдите и принесите по одному предмету, сделанному из бумаги.
(Дети приносят предметы и раскладывают их на столе, сами садятся на стульчики вокруг стола).
- Ребята, вы принесли разные предметы, а про какие предметы можно сказать:
-бумажный (конверт, пакет, стаканчик)
-бумажная (салфетка, коробка)
-бумажные (игрушки, цветы)
- А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? ( ответы детей: нет, не могут).
- Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
- Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим. Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую. Обратить внимание на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги).
- Ребята, возьмите листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся бумага одинаковая? Нет. Чем отличается? (ответы детей)
Проводится игра «Подбери пару»
- Возьмите по одному листочку. Один покажет всем свой листок со словами : «Бумага бывает. (например, тонкая (гладкая, мягкая и т. д.). А кто-то другой ему ответит: «А бывает бумага (например, толстая (шершавая, жёсткая и т. д.)». Дети играют.
- Молодцы, не ошиблись и все справились. А теперь мы немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
- А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу)
- У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).
- Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. А теперь попробуем разгладить смятую бумагу. Стала она опять гладкой, как прежде?
Вывод: бумага мнётся, и чем тоньше бумага, тем легче её смять. Мятая бумага не разглаживается.
- А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась? Всю бумагу было легко порвать? Почему? (ответы детей)
Вывод: бумага рвётся, и чем толще бумага, тем труднее её порвать.
- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)
- Вся ли бумага режется?
- Скажите, что можно делать ножницами с бумагой? (разрезать, вырезать, отрезать, обрезать, стричь и т. д.)
Вывод: бумага режется ножницами, и чем толще бумага, тем труднее её разрезать.
- Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (ответы детей) (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.
Вывод: бумага намокает и распадается.
- Ребята, назовите, какие свойства бумаги вы узнали. (бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается).
- Значит бумага материал не прочный, поэтому надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
- А теперь я предлагаю интересный фокус с водой и бумагой. Возьмите бумажные цветочки и положите их в воду. Как вы думаете, что произойдёт с цветами? (ответы детей) Почему?
Дети наблюдают, как раскрываются лепестки бумажных цветов и объясняют, почему это происходит.
- Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи.
Литература.
• Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» М. : Учитель, 2013
• Павлова Л. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2012