Оксана Рябченко
«Зимующие птицы». Открытое логопедическое занятие для детей старшей логогруппы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.
Коррекционно - образовательные:
1. закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.
Публикация «„Зимующие птицы“, Открытое логопедическое занятие для детей старшей логогруппы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно - развивающие задачи:
1. учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,
2. согласовывать существительные в творительном падеже,
3. образовывать сложные прилагательные,
4. формировать фразовую речь;
5. закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой
6. развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками;
7. развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;
Коррекционно - воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к птицам,
2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях,
3. воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.
Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.
Словарь: зимующие птицы, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, свиристель, клест, красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая.
Оборудование: презентация "Зимующие птицы", предметные картинки зимующих птиц; конверты с разрезными картинками птиц; шапочки-маски зимующих птиц, угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба, поднос.
Логопед : - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.) А назовите мне признаки зимы.
Д/И "Подумай и ответь" (наступили холода; воет вьюга, дует сильный, порывистый (злой ветер, вся земля покрыта снегом, лед замерз в речке, море; люди одеваются в теплую зимнюю одежду)
Логопед : - Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в сказочный зимний лес.
Логопед : - На чем мы можем туда отправиться? (на лыжах, санках, пешком).
Упражнение "Метель".
Дети выполняют движения соответственно тексту:
Логопед : - Ух, ты, зимушка-зима, закружила, замела (дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, затем опускаются)
Все дорожки, все пути - ни проехать, ни пройти (дети идут, высоко поднимая колени).
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали (дети идут быстрым шагом друг за другом).
- Вот мы и прибежали в лес. А в лесу холодно. Давайте с вами погреемся.
А в лесу мороз и ветер,
А в лесу гуляют дети.
Ручки, ручки согревают,
Ручки, ручки потирают.
Нам мороз не страшен,
Вот как мы попляшем. Пощипывание щек
Постукивающие движения пальцами
Потереть ладошки друг о друга и произнести звук [у], [с]
Указательными пальцами массировать крылья носа.
Зигзагообразные движения от середины лба к вискам
Логопед : - Ребята, послушайте. Кто-то стучит по дереву ( презентация: дятел стучит по дереву, появляются картинки. Дети отгадывают по картинкам, что написано в письме)
-Sos! Sos! Sos! Спасите! На помощь! Погибаем!
Логопед : - Ребята, это сигнал бедствия. Кто же ждет нашей помощи? Это мы сможем узнать после того, как вы сложите разрезные картинки.
Д/и "Сложи птичку". (Работа с разрезной картинкой)
(Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц.)
Логопед : - Кто получился у вас на картинках? (воробей, синица, сорока, ворона, голубь, дятел)
-Ребята, одним словом, кто получился? (птицы)
-Какие это птицы? (зимующие)
-Почему мы их называем зимующими птицами? (Птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими).
Логопед : - Ребята, посмотрите. К нам прилетели зимующие птицы. Давайте с ними поиграем.
Зрительная гимнастика "Птички"
Птички вправо полетели,
Птички влево полетели
Птички вверх полетели и на веточку сели.
Птички поседели и вниз полетели. дети вправо посмотрели,
дети влево посмотрели
Дети смотрят вверх
Дети смотрят вниз.
Логопед : - Ребята, а сейчас подул сильный ветер и наши птички улетели.
Упражнение на дыхание "Ветерок" (дети дуют на птичек)
Логопед : - Ребята, синица, воробей ворона, дятел, сорока, голуби - это все зимующие птицы. Но есть еще птицы, о которых вы не знаете. Я сегодня вам о них расскажу.
- Чтобы помочь нашим зимующим птицам, мы должны с вами узнать: где обитают зимующие птицы, как выглядят, чем питаются. Поможем этим птицам?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ зимующих птиц.
- Ребята, посмотрите внимательно на экран?
Голубь. - Как называется эта зимующая птица? (голубь). Чем покрыто тело всех птиц? (перьями). Какого цвета перья голубя? (серовато-сизого). Чем питается голубь? (крошками, зернами, корками хлеба, остатками пищи).
Воробей. - Ребята, а это какая зимующая птица? (воробей). Какого цвета перья у воробья? (коричневато-бурого цвета сверху и белого снизу). Чем питаются эти птицы? (крошками от хлеба, зернами, ягодами, остатками пищи).
Ворона. - Ребята, а как называется эта зимующая птица? (ворона). Какого цвета оперенье у этих птиц? (туловище пепельно-серое, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные). Из чего делают свои гнезда птицы? (из веточек, соломы, палочек, перьев). Чем питаются вороны? (остатками пищи, корками хлеба, кусочками мяса).
Сорока. - Ребята, а кто догадался, а это какая зимующая птица? (сорока). Почему сороку называют "сорокой - белобокой"? (потому что у сороки брюхо, плечи и отдельные места на крыльях (бока) белые). А сороки, ребята, хорошо летают? (сороки не очень хорошо летают, предпочитают перепрыгивать с места на место). Чем питаются сороки? (зернами, семенами, корками, остатками пищи)
Снегирь. - А это какая зимующая птица? (снегирь). Какого цвета у снегиря грудка? (красного). А если у снегиря красная грудка, то, как мы его назовем? Снегирь (какой) - красногрудый. Когда появляются у снегирей птенцы? (весной) Чем питаются снегири? (семенами, ягодами, почками растений).
Физминутка:
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари
Это красные фонарики
Засветили снегири.
Чистят перышки пунцовые,
Воду пьют из родника.
Переливы бубенцовые
Нам слышны издалека! Пощипывают щеки
Показывают "фонарики"
Взмахи руками
"Чистят перышки"
"Пьют воду"
Хлопают в ладоши
Синица. - Ребята, скажите, как называется эта зимующая птица? (синица) Какого цвета у неё перья? (окрас серо-коричневый, белые щечки по бокам головы, желтая грудка). Если у синицы желтая грудка, то, как мы её назовем? (желтогрудой). Чем питаются синицы? (зернами, семенами, ягодами, семечками, салом, мясом).
Дятел пестрый. - А это какая зимующая птица? (дятел). Почему дятла называют "доктором леса"? (дятел поедает насекомых, различных вредителей, которые живут в коре деревьев). А что у дятла на голове? (красная шапочка). Чем питаются дятлы? (семенами еловых и сосновых шишек, достают личинки насекомых из-под коры.
Логопед : - Ой, ребята, посмотрите, какое чудо произошло.
Д/и "Один - много".
Была одна синичка, а стало много синичек.
Один воробей - много воробьёв
Одна ворона - много ворон
Одна сорока - много сорок
Одна синица - много синиц
Один снегирь - много снегирей
Один воробышек - много воробышков
Один голубь - много голубей
Логопед : - Ребята, а сейчас я вам расскажу о других зимующих птицах (рассказ логопеда).
Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово "свиристеть" на старорусском языке означает громко кричать, свистеть. Свиристели обитают в смешанных лесах. В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно перьями, а не жесткими ветками. Здесь самочка будет терпеливо высиживать будущих птенцов, а самец бережно кормить их. Питаются эти птицы плодами рябины, шиповника, барбариса, зачастую полностью снимая урожай с этих кустарников.
Клест - крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена, доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда "под рукой" запасы корма.
Селится клест в хвойных и смешанных лесах.
Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.
- Ребята, а хотите я вас сейчас превращу в зимующих птиц? Для этого нужно произнести волшебные слова:
Раз, два, три - повернись и в зимующих птиц превратись!
Сказка "Самый красивый наряд". Инсценировка сказки детьми.
Автор: - Давным - давно жил на свете Ворон и были у него перья белые-белые.
Ворон: (смотрится в зеркало). Скучный у меня наряд, да к тому же быстро пачкается. То ли дело другие птицы : у снегиря грудка красная, у павлина хвост красивый, а попугай так и вовсе весь цветной ходит. Полечу - кА я к сове, пусть она что-нибудь придумает.
Автор: - В те времена сова красила перья всем птицам в цвета, какие они только пожелают.
Сова: - Нитки да краски - вот мои друзья.
Прилетайте птицы
Всех раскрашу я.
Прилетает синичка. Синичка: - Здравствуйте, уважаемая сова!
Сова: - Здравствуйте, синичка!
Синичка: - Мне зимой так холодно было, так хотелось скорее увидеть солнышко. Сделай так, чтобы мой наряд всегда напоминал мне о нем!
Сова: - Где моя желтая краска? Ну-ка давай свою грудку. Сейчас я выкрашу её в желтый цвет, и она всегда будет напоминать тебе о солнышке!
Синичка: - Спасибо, уважаемая сова. До свидания!
Прилетел воробей. Воробей: - Здравствуйте, уважаемая сова.
Сова: - Здравствуйте, воробей.
Воробей: - Сегодня будет большой концерт, и я буду выступать в хоре: - Чик-чирик!
Прошу Вас очень мне помочь, костюм особый мне нужен. Но только несильно яркий и пестрый.
Сова: - Я думаю, вам подойдет коричневый костюм.
Воробей: - Я за работу вас хвалю
И от души благодарю!
Прилетел дятел. Дятел: - Добрый день вам говорю!
Сова: - Проходите, друг, прошу!
Дятел: - Я дятел много лет живу,
Везде стучу и лес лечу!
Чтоб санитара знали все -
Прошу вас, помогите мне!
Сова: - Яркая краска у меня есть для тебя,
Красная шапочка будет твоя!
Дятел: - За старанье и за добро
Новое сделаю я вам дупло!
Автор: - А вот и наш знакомый Ворон прилетел. Интересно, какой же ему наряд придумает сова?
Ворон: - Здравствуйте, госпожа сова!
Сова: - Здравствуй, ворон!
Ворон: - Выкрасите мной наряд в самый красивый цвет. Хочу всех поразить своей красотой!
Сова: - Хорошо!
Хочешь голубое платье, как у цапли? - Нет!
Хочешь красную шапочку, как у дятла?
- Нет! Выбери для меня цвет совсем невиданный, какого ни у одной птицы не было.
Автор: - Оставил ворон сове свое белое оперенье, а сам улетел. Долго выбирала сова невиданный цвет и, в конце - концов, выкрасила перья ворона в черный - пречерный цвет, чернее тучи. Прилетел ворон, надел новое платье, посмотрел в зеркало, да и ахнул.
Ворон: - Ах, какой красивый цвет! Мне очень нравиться! Спасибо тебе, сова! Теперь у меня самый красивый наряд.
Автор: - Поблагодарил ворон сову и улетел.
Логопед : - Ребята, вам понравилась сказка? Как называется эта сказка? ("Самый красивый наряд"). Каких зимующих птиц вы запомнили? (ворон, сова, синица, дятел, воробей). Чем закончилась сказка? (сова выкрасила перья ворона в черный цвет. Ворону понравился наряд).
Логопед : - Ребята, а как человек зимой помогает птицам? (строит кормушки, подкармливает птиц)
Логопед : - Ребята, посмотрите, какую кормушку сделали ваши родители! Давайте пригласим сюда зимующих птиц.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть клестов и голубей
Дятел в пестрых перышках -
Всем хватило зернышек. Сжимать и разжимать кулачки
Загибать по одному пальчику
Ритмично сжимать и разжимать кулачки
Логопед : - Ребята, а теперь давайте угостим наших зимующих птиц.
Посмотрите на этот поднос. Что вы видите на нем? (хлеб, сало, семена, рябина, семечки, зерна). А теперь давайте накормим наших птиц.
Пальчиковый театр "Чем угостишь зимующих птиц?" (дети надевают на пальцы птиц и выбирают еду)
Логопед : - Ребята, а теперь расскажите, в каких зимующих птиц вы превратились, и какую еду вы себе выбрали.
- Я, воробей: чик-чирик. Я люблю есть зерна.
- Я, сорока: стр-стр. Я люблю есть крошки хлеба.
- Я, голубь: гул-гул. Я люблю есть семечки.
Логопед : - Ребята, какие вы молодцы. Всех накормили зимующих птиц. Мы эту кормушку повесим на дерево, и к нам прилетят настоящие зимующие птицы.
III Итог занятия.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в зимнем лесу)
- О ком мы беседовали? (о зимующих птицах).
- Каких новых зимующих птиц вы запомнили? (клест, свиристель).
Логопед : - Ребята, зима продолжается. На улице холодно. И мы с вами не должны забывать о зимующих птицах : строить кормушки, подкармливать птиц.
Логопед : - Ну вот, и все. Наше путешествие в зимний лес закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Повторяйте за мной волшебные слова: - Раз, два, три повернись и в детский сад возвратись!