Светлана Чебышева
«Зимующие птицы». Конспект коррекционного занятия в старшей логопедической группе
▼ Скачать +Заказ
Коррекционно-образовательные цели.
Упражнять в чётком произнесении звуков "С", "С’". Автоматизировать звук "С" в словах, словосочетаниях, чистоговорках. Уточнить и расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Активизировать словарь по теме, учить точно и полно отвечать на вопросы, составлять предложения. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Публикация «„Зимующие птицы“, Конспект коррекционного занятия в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие логического мышления, зрительного внимания, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, общей и тонкой моторики пальцев рук, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование:
пёрышки на ниточке, сосновая шишка, карандаш с гранями, катушка, карточки с пустыми кружочками, синие «фонарики» (кружочки), наборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки» (на ковролине), игровизоры «Покорми птицу», счётные палочки, дощечки, солёное тесто, кормушка, угощение для детей (печенье).
Организационный момент:
(дети стоят полукругом около воспитателя)
Воспитатель:
Сегодня мы ещё поупражняемся в произнесении звуков: "С" и "С’".
Давайте повторим, как мы его произносим:
Распластай язык пошире,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
Посередине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
- Ссс, ссс, ссс – произнеси!
Дыхательные упражнения:
1. «Надуем шарик». (по БОС)
2. «Подуем на пёрышко».
Воспитатель:
Дети, садитесь за столы, сейчас мы разомнём губы и сделаем зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
1. Бегемотики.
Давайте покажем, как бегемотики рот широко открывают.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот:
Отдыхает бегемот.
2. Лягушка и слоник.
Давайте будем превращаться то в лягушку, то в слоника.
3. Блинчики.
Давайте покажем, какие бывают блинчики. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
4. Чашечка.
Давайте превратим язычок в чашку.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
5. Качели.
Давайте покачаем язычок на качелях:
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Воспитатель:
Вот теперь ваши язычки будут послушными.
Теперь надо размять пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая гимнастика
Упражнение: «Сосновая шишка».
1. Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки (длительность 1 минута).
2. Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях (длительность 1 минута).
Упражнение: С гранённым карандашом.
1. Самомассаж ладоней.
2. Самомассаж ладоней и пальцев.
3. Самомассаж кончиков пальцев.
Упражнение: С катушкой:
1. «Штанга»
2 «Подъёмный кран».
Воспитатель:
Кто может дать характеристику звуку "С"?
(согласный, свистящий, глухой, бывает твёрдый и мягкий)
Игра «Ловушки».
Воспитатель:
Сейчас мы поиграем со звуком. Если услышите звук "С", то должны его поймать в ладошки.
(произносит чётко, внятно, в медленном темпе звуки, а дети хлопают в ладоши на заданный звук.)
С Э С И С У С О М С Э С А К С
Игра «Ушки на макушке».
Воспитатель:
Я буду произносить слоги, а вы будете «зажигать» фонарики, если в слоге услышите звук - "С".
АС УП ЭС ОН ИС ОК СЭ ДО МУ СО СЫ ВО
Воспитатель:
Посчитайте фонарики. Сколько их?
Если 6 – то вы держали ушки на макушке, были внимательными. Молодцы!
Воспитатель:
А звук "С" любит весёлые потешки и чистоговорки.
(дети по очереди произносят их)
Чистоговорки и потешки со звуком "С".
Спокойно спит сосна в лесу,
А снег совсем уж на носу.
Снег до весны сосну хранит,
И пусть сосна спокойно спит.
Листья с осин осыпаются осенью,
Листья и с клёна слетят,
Осень оставит одетыми сосны –
Пусть до весны постоят.
Было весело на горке
Сане, Соне и Егорке.
А Маруся не каталась –
В снег упасть она боялась.
Солнце село за селом,
Спят синицы,
Сойки спят.
Спит в реке усатый сом.
Спят и лес, и сад, и дом.
Ась-ась-ась – в речке плавает карась.
Ся-ся-ся – поймал Сеня карася.
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные шила.
Смеётся над нею соседка синица:
Быть самой скрипучей сорока стремится.
Лиса живёт в густом лесу.
Все знают хитрую лису.
А про её проказы,
Есть сказки и рассказы.
Са-са-са – вот пришла лиса, рыжая краса.
Су-су-су – вижу я лису, пирожок ей принесу.
Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне –
До сих пор бы сидел на сосне.
(дети стоят около воспитателя, на доске изображения зимующих птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, снегиря, сороки, свиристеля)
Воспитатель:
Рассмотрите картинки и скажите, как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это? (птицы)
Воспитатель:
Назовите их.
(дети называют птиц)
Воспитатель:
Какие это птицы? (зимующие)
Воспитатель:
Почему их так называют?
(они не улетают в тёплые края, остаются зимовать)
Воспитатель:
Пришло время поиграть с пальчиками.
Музыкальная пальчиковая игра: «Птицы-пальчики»
(под фонограмму)
Воспитатель:
Назовите птиц, в названии которых вы слышите звук "С"
(синица, снегирь, сорока, клёст, свиристель)
Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
Воспитатель:
А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.
(Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах)
Игра: «Четвёртый лишний»
На доске картинки с изображением птиц
(три зимующие, одна перелётная).
Воспитатель:
А теперь посмотрите на этих птиц, и скажите, какая лишняя и почему?
(лишняя ласточка, потому что все птицы – зимующие, а она одна – перелётная)
Упражнение «Назови ласково» (с мячом)
Воспитатель:
Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».
(Снегирь - снегирек, синица - синичка, ёлка - ёлочка, голубь - голубок, воробей - воробышек, лист - листик)
Составление предложений по картине
(на ковролине)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
Вопросы:
1. Как называется домик с кормом для птиц?
2. Какие птицы прилетели к кормушке?
3. Сколько птиц прилетело?
4. Что едят синички?
5. Почему нужно помогать птицам зимой?
Упражнение «Посчитай-ка»
Воспитатель:
Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.
Один снегирь, три снегиря, пять снегирей. (Воробей, синица).
Воспитатель:
Давайте покормим птиц. Вспомним пальчиковую гимнастику:
«Я зимой кормлю всех птиц»:
Я зимой кормлю всех птиц
Голубей, ворон, синиц,
Воробьёв и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшённой каши,
Дам им зёрна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюёт его она.
Игра: Угости птицу»
(работа с игровизорами)
Воспитатель:
Чем мы можем угостить птиц? «Угостите» их.
Работа со счётными палочками
Воспитатель:
Ребята, выложите птицу из счётных палочек по образцу.
(дети выкладывают на столе птицу из счётных палочек)
Лепка: «Алфавитное печенье»
Воспитатель:
Мы с вами уже много букв знаем. Давайте вылепим алфавитное печенье и угостим птиц.
(дети лепят печенье и кладут в кормушку)
Воспитатель:
А сейчас, ребята, закройте глаза и послушайте голоса птиц.
(пока звучит музыка, воспитатель меняет поднос с вылепленным печеньем на настоящее)
Воспитатель:
Посмотрите, в благодарность птицы хотят вас тоже угостить
(воспитатель угощает детей печеньем)
Воспитатель:
Я надеюсь, вы будете помнить о птицах всю зиму, подкармливать их и весной они порадуют нас своим пением.