Ирина Кокова
Адаптация детей раннего возраста в детском саду «Здравствуй малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди.
Не все дети принимают незнакомых людей, новую обстановку и новых детей. Родители тоже нервничают при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад. В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребёнок подвергается эмоциональному стрессу при виде нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и
привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно
Публикация «Адаптация детей раннего возраста в детском саду „Здравствуй малыш“» размещена в разделах
рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка
к условиям существования в группе сверстников.
Адаптационный проект учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей 2-3 лет.
Адаптация ребенка – процесс вхождения малыша в новую
для него среду и приспособления к ее условиям. Эта резкая смена условий
может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и
игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. Поэтому
сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является
одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят
множество изменений:
- режим дня;
- отсутствие родителей;
- новые требования к поведению;
- постоянный контакт со сверстниками.
Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.
Задачи:
Работа с детьми:
• помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду;
• развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения;
• обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
• воспитывать культурно-гигиенические навыки;
• снизить уровень заболеваемости;
• оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей;
• Увлекать, удивлять и радовать детей музыкой
• Приучать слушать музыку;
• Побуждать к подпеванию и пению.
Работа с родителями:
• раскрыть роль семьи в адаптации детей 2-3 лет;
• повышение родительской компетентности в музыкальном развитии ребенка;
• приобщение родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форма работы (праздники и развлечения);
• познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
• создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе;
• повышать коммуникабельность между родителями;
• привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.
Средства достижения поставленных задач:
• применение различных игр;
• использование музыкально-игровых технологий;
• конструирования;
• использование музыки в режимных моментах;
• чтение художественной литературы;
• применение художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).
Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, дети 2–3-летнего возраста, родители.
Срок реализации проекта: среднесрочный (5 месяцев). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Работа с родителями:
• Консультации (в том числе индивидуальные) - повышение психологической компетенции родителей в вопросах воспитания.
• Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
• Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр;
• Информация в папках – передвижках;
• Проведение совместных праздников и развлечений.
Работа с детьми:
• Знакомство детей с детским садом, друг с другом
• Развитие культурно-гигиенических навыков.
• Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
• Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
• Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.
• Музыкально-игровые технологии направлены на стабилизацию психического состояния ребенка, снижение уровня тревоги, поднимает эмоциональный положительный фон и настрой.
• Музыкальные занятия - стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, помочь благоприятно адаптироваться к детскому саду.
• Музыка в режимных моментах - накопление музыкальных впечатлений, способствует активизации интеллектуальной деятельности, создание благоприятного эмоционального климата в группе.
Ожидаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
• Приобщение к музыкальному искусству.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного
• развития детей :
• - Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• - Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,
• агрессии;
• - Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
• - Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
• - Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
• - Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей и конечно у родителей тоже. Очень положительно на детей раннего возраста в адаптационный период влияет музыкально-игровые технологии.
Музыкальная деятельность в период адаптации строится на принципах
игры, доступности, постепенности. В музыкальной деятельности выделяются
виды игр, способствующих ускорить и облегчить процесс адаптации ребенка в
социуме. Выделяют следующие виды игры:
игры-знакомства
игры предметно-пространственные
- игры социально-адаптационные.
Наши наблюдения, в период адаптации наших детей, проходит в средней и лёгкой форме. Это нас радует, т. к. и дети, и родители приходят и уходят довольными.