Чаликова Екатерина
Запуск речи у детей раннего возраста. Система формирования общения и речи ребенка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:
Учитель-логопед Чаликова Екатерина Владимировна
МБОУ школа №8, г. о. Серпухов.
Разговаривайте с детьми начиная с их рождения - специалисты рекомендуют начинать развитие речи и общения. Почему это важно? Потому что экспрессивная речь может быть уязвимым местом в развитии. Работайте над развитием общения даже прежде, чем малыш заговорит. Формируйте диалог : контакт глаз, обмен звуками, улыбка - все это общение между мамой и ребенком, которое станет основой его речевого диалога.
Публикация «Запуск речи у детей раннего возраста, Система формирования общения и речи ребенка раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развивая речь, уделите особое внимание пониманию речи и самостоятельной речи ребенка. Они присутствуют в его взаимодействии со взрослыми или другими детьми. Понимание речи малыша возникает постепенно, сначала через понимание интонации и ситуации, а затем через речевые инструкции в соответствующей обстановке. Необходима совместная деятельность для развития понимания речи у ребенка.
Следующие шаги в развитии понимания речи направлены на то, чтобы от понимания речи в ситуации перейти к пониманию речи вне ситуации.
Формирование речи ребенка включает несколько направлений. Вызывание первых слов в жизненно важных, понятных и эмоциональных ситуациях. Важно понимать, что словами мы считаем любые звуки, слоги или звукоподражания, которые постоянно используются. Родитель фиксирует эти слова для дальнейшего использования. В процессе общения с ребенком взрослый использует детские слова, взрослые слова и, при необходимости, жесты.
Расширение репертуара звуков и слогов, которые являются основой для появления слов. Для этого используются картинки, жесты и движения, которые помогают ребенку повторять звуки и слоги с опорой на зрительное восприятие и двигательную память.
Помимо расширения количества звуков и слогов, которые может произнести ребенок, он учится повторять за взрослым, что очень важно для дальнейшего обучения.
Развитие умения называть все знакомые слова, ориентируясь на картинки и символы. Не имеет значения качество произношения. Ребенок просто должен назвать каждую картинку доступным для него способом: «кошка» – «кс», «спать» – «бай» или «пи». Мы рекомендуем создать «говорильный альбом» или «говорильную коробочку», в которые будут помещены только те слова, которые ребенок может назвать. Это создаст ситуацию успеха и желание самому называть картинки.
Занятия по улучшению качества и связности речи начинаются после появления в словаре ребенка знакомых слов. Но до этого важно проработать слоговую структуру слов. Параллельно с речевыми занятиями следует улучшать питание и развивать моторику органов речи через массаж.
Сформированная способность совмещать слово и жест важна для начального этапа составления рассказов по наглядным материалам, а впоследствии и адаптированным сказкам.
Работа в указанных областях начинается по-отдельности, затем соединяется лишь на конкретных этапах развития речи. В этом случае, при появлении в словаре ребенка простых слов, начинается работа над их структурой, а при появлении фраз - формированием цельной фразы. Но оба эти процесса сочетаются только на основе автоматизированного усвоения определенных слов или фраз.
Вся картина развития ребенка является целостной системой, в которой все аспекты взаимосвязаны: двигательная активность, сенсорное восприятие, эмоции, познание, игровая и самостоятельность сфера, развитие речи. Речь улучшается в коммуникации - в игровом процессе или обыденности - из-за чего, если она развивается только на занятиях, ребенок может остаться неговорящим и столкнуться с эмоциональными и поведенческими трудностями.
Первые слова, которые ребенок начинает употреблять, отражают его активность и используются в повседневной жизни. Важно подобрать слова, понятные ребенку и связанные с его интересами и окружением. Это позволяет ему комфортно общаться и выразить свои желания и потребности.
Тематика первых слов может быть разнообразной - от игрушек и животных до еды и посуды. Также слова группируются по ситуациям, отражая реалии повседневности.
При выборе слов важно учитывать уровень речевого развития ребенка. Они должны соответствовать его возможностям, но также постепенно развиваться и усложняться.
Список использованной литературы:
Н. С. Жукова. Логопедия. Екатеринбург АРД ЛТД 1998 г.
Л. П. Голубева. Развитие речи неговорящих детей.
Л. М. Чудинова. Приёмы активизации речи у алаликов. Москва. ВЛАДОС. 2003 г.