Елена Карсакова
Закономерности формирования языковой системы при нормальном и нарушенном развитии речи
▼ Скачать + Заказать документы
Закономерности формирования языковой системы при нормальном и нарушенном развитии речи.
Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения, речь становится основным механизмом мышления.
Л. С. Выготский в своем фундаментальном труде «Мышление и речь» заложил теоретическую базу для развития отечественной психолингвистики, данные которой все шире используются частными методиками обучения.
Публикация «Закономерности формирования языковой системы при нормальном и нарушенном развитии речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Считается, что уже в возрасте 4-5 месяцев у ребенка возникают ритмические предпосылки для синтагматической организации речи, которые заключаются в соединении отдельных артикуляций в линейную последовательность с модуляцией по тембру и высоте. Возникает лепет, то есть первичное звуковое оформление до речевых реакций ребенка.
По мнению Н. И. Жинкина, появление лепета в виде «псевдослога», соответствующего слоговой структуре, означает, что у ребенка сформировался физиологический механизм слогообразования, автономный по отношению к другим речевым механизмам. Формирование этого механизма «говорения» дает в дальнейшем возможность появления «некоего эквивалента слов», состоящего из нескольких слогов, объединенных мелодикой, единством последовательного уклада органов артикуляции.
Согласно Н. И. Жинкину, мелодика и единство уклада артикуляциоонных органов при произнесении «псевдослов» становятся базовыми нейрофизиологическими механизмами развивающихся речи – языка, которые становятся речедвигательными стереотипами и ложатся в основу речевой памяти.
Овладение языковой системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка; слово оказывается мощным фактором, качественно изменяющим психическую деятельность.
В исследовании А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» подробно освещены этапы последовательного овладения ребенком различными сторонами русского языка. Им освещена поэтапность усвоения структур предложений, разных частей речи, их грамматического и фонетического оформления, раскрыта закономерность закрепления навыков пользования различной слоговой структурой. В норме развитие языковых компонентов претерпевает определенные изменения, хотя процесс усвоения родного языка протекает в очень короткие сроки.
Доказано, что дошкольный период от 3 до 7 лет является одним из главных в речевом развитии ребенка. В это время отмечается значительный рост словарного запаса.
У детей растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка. Именно чувство языка подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический отбор, способ сочетания слов в предложениях.
Начиная с 3-х лет, у детей наблюдается активное формирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков, но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи, то есть формируется фонематическое восприятие.
На 7 – ом году жизни дети используют распространенные предложения, конструкции из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений со всеми видами придаточных.
Считают, что владение двумя языками положительно сказывается на многих функциях человека. Билингвы, развивающиеся полноценно, обычно хорошо учатся.
Абстрактные науки усваиваются ими лучше других, литература и иностранные языки также. Но существуют доказательства, которые говорят, что дети, воспитывающиеся в двуязычной среде, произносительной стороной речи овладевают более медленно и так же медленно учатся воспринимать звуковые сочетания родного языка.
На процесс обучения сильно влияет возраст, в котором начато овладение вторым языком. Вообще усвоение на раннем этапе развития речи не одного, а двух языков – задача трудная для ребенка. Если ребенок овладевает двумя языками в возрасте после 3-х лет, то считается, что в этом случае он проходит две стадии. В первой он смешивает два языка, а во второй, уже начинает отделять один язык от другого. Если ребенок начинает осваивать второй язык после 3-х лет, то языки он не путает и овладение ими происходит параллельно. При условии, конечно, что ребенок с рождения живет в двуязычной среде и информацию о языках получает равнозвучно, тогда он будет обучаться языкам параллельно и не будет их путать.
Если же говорить об особенностях детей в отношении изучения языков в возрасте от года до трех, то необходимо заметить, что в это время у ребенка наблюдается повышенная чувствительность к освоению языков. Но здесь есть одно «но» : при условии, если у него нет отставания в психофизическом развитии.
Кроме возраста, имеют значение условия, в которых ребенок осваивает языки, и особенности самих языков. Если языки при организации грамматических конструкций имеют больше сходных правил, чем различий, то осваиваются быстрее. Существует мнение, что абсолютно одинаковое владение двумя языками невозможно, так как абсолютный билингвизм означает совершенно идентичное владение двумя языками во всех жизненных ситуациях.
Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что у детей, которые осваивают два языка, существуют определенные особенности в речевом развитии. Например, такие дети позднее овладевают речью и их словарный запас каждого из языков меньше, чем у сверстников, которые говорят на одном языке.