Людмила Андронова
Конспект занятия по развитию речи «Зайчик ищет друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить представления детей о видах предложений (повествовательных, вопросительных).
2. Закрепить умение детей интонировать свою речь.
Развивающие :
Развивать у детей память, внимание, слуховое восприятие, логическое мышление, воображение.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зайчик ищет друга“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Формировать умение вести диалог, выслушивать мнение другого при ответах на вопрос.
2. Воспитывать в детях чувство отзывчивости, желание оказать помощь.
Демонстрационный материал.
1. Парные карточки-билеты с изображением хвостов и ушей лесных животных (зайца, волка, белки, лисы, билетная касса.
2. Графическое изображение следов диких животных (заяц-беляк).
3. Графическая схема описательного рассказа о животных.
4. Письмо от лисы. (конверт, картинка белки, зайца-беляка, чистый лист).
5. Куклы-бибабо волк и лиса.
6. Игрушки : два зайца.
7. Шкатулка с султанчиками красного, жёлтого, зелёного цвета.
8. Картон голубого цвета, вата, клей, карандаш.
Раздаточный материал.
1. Шапочка с изображением сороки.
Оборудование.
1. Настольная ширма для театра бибабо.
2. Искусственная ель.
Предварительная работа.
1. Обучение детей составлению описательных рассказов о животных по графической схеме.
2. Чтение рассказов о том, как животные готовятся к зиме.
3. Разучивание физминутки с движением «Волшебная тропинка», считалки «Сорока».
Ход образовательной деятельности.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель приглашает детей на полянку добрых дел. (Дети садятся на ковёр)
Воспитатель: -Дети, расскажите, как вы живёте в саду?
Дети:- В саду мы одною семьёю живём
Играем, рисуем, танцуем, поём.
А чтобы не ссориться, дружно играть
Друг друга нам надо уметь уважать.
Спасибо, пожалуйста, будьте добры,
А также порой, извини и прости.
Вот эти слова нам бывают нужны
Без сор обойтись помогают они.
Они добрых дел и поступков друзья.
Волшебными их называют не зря.
Воспитатель:- На Новый год все дарят друг другу подарки. Вы готовы совершить ради другого добрый поступок?
(Ответы детей.)
Воспитатель:- На нашей полянке, в снежном сугробе, кто-то плачет?
(дети находят плачущего зайчика.)
Воспитатель:- Что случилось с зайчиком? Расскажите ребята.
(Ответы детей.)
Воспитатель:- Зайчик шёл к другу зайчонку и заблудился. Он хочет найти своего друга и просит вас о помощи.
Воспитатель: - Дети хотите помочь зайчику?
- Вы сможете это сделать?
- Как вы сможете ему помочь?
- Если бы вы потерялись, что стали бы делать?
- Значит, чтобы помочь зайчику, надо научить его задавать вопросы.
2. Актуализация проблемной ситуации.
Воспитатель: - Для этого мы приглашаем зайчика в театр, посмотреть сценку.
Дидактическая игра «Найди себе пару».
Воспитатель показывает билет.
- В наш театр проходят по билетам, но билеты эти не обычные. Посмотрите и скажите, что здесь изображено? (Ушки и хвостики животных.)
- Дети, найдите себе пару так, чтобы хвостики и ушки на ваших билетах принадлежали одному животному. И задайте мне вопрос о внешнем виде и повадках этого животного. Договоритесь, кто из вас будет задавать вопрос.
Билеты схемы (лиса, волк, заяц, белка)
Дети выбирают себе пару, придумывают вопрос о животном, проговаривают его и проходят в театр (составляют вопросительные предложения о внешнем облике, повадках, образе жизни лесных животных).
- Молодцы, все успешно задали вопросы и заняли места в зале.
Дети садятся на стульчики у ширмы.
- Ребята смотрите и слушайте внимательно, как разговаривают друг с другом волк и лиса.
За ширмой воспитатель интонирует голосом вопросительные предложения, исполняет роли лисы и волка. Отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Волк и лиса».
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела.
Голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок,
Ободрали Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок.
Дети аплодируют, волк и лиса кланяются.
Воспитатель: - Зайчик понял, как правильно нужно спрашивать.
Воспитатель:- Чтобы научить зайчика задавать вопросы, нам всем вместе надо отправиться в зимний лес. Вы согласны? Возьмитесь за руки, будем говорить волшебные слова: «Снежным хороводом закружись, у зимнего леса окажись!»
Дети повторяют волшебные слова и кружатся.
3. Затруднения в проблемной ситуации.
Воспитатель:- Мы вместе с зайчиком оказались в зимнем лесу и нам пришло письмо от лисы.
«Знаю, куда вы идете, но я вас не пропущу, все лесные тропинки хвостом замету, если не выполните мое задание».
Воспитатель: - Ребята, будем задание лисы выполнять?
- Почему так важно выполнить задание лисы?
- Давайте послушаем, какое задание приготовила нам лиса.
Из конверта достаётся белый прямоугольник.
Лиса: Угадайте, что изображено на моей волшебной картинке. Если вы правильно выполните задание, картинка откроется и вас пропущу.
Дети пытаются угадать, что нарисовано на картинке.
Картинка не появляется.
Воспитатель:- Почему вы не можете выполнить задание? (Мы не видим картинку.)
- Вы попали в затруднительную ситуацию? (Да.)
4. Открытие нового знания.
Воспитатель:- Ребята, как волк и лиса в просмотренном сегодня спектакле узнавали друг о друге, что они делали? (Они задавали вопросы друг другу).
- Кому вы можете задать вопрос, чтобы узнать, что изображено на волшебной картинке? (Мы можем спросить у лисы, это ее картинка.)
Дидактическая игра «Угадай животное по вопросам».
Цель: Умение правильно задавать вопрос.
Воспитатель: - Ребята, лиса предлагает угадать, какой зверь (кто) изображен на картинке с помощью вопросов по модели. (Это животное домашнее) (Это животное дикое) (Тело покрыто шерстью) (Это животное большое) (Это животное хищник) (Это животное травоядное) (Этот зверь живет в берлоге) (Этот зверь живет в норе) (Этот зверек живет в дупле) (У него пушистый хвост) (У этого животного рыжая шубка, (Этот зверек грызет орешки)
Дети по очереди задают вопросы. Если дети назвали зверя правильно, появляется картинка (белка).
Воспитатель:- Ребята, почему лиса вам открыла картинку? (Отгадали какой это зверь.) (Потому что мы правильно задавали вопросы.
- Если в ваших предложениях звучал вопрос, то какие это предложения? (Это вопросительные предложения.) -Молодцы!
5. Включение нового знания в систему знаний.
Воспитатель: - Ребята, мы научили зайчика задавать вопросы. О чем еще просил нас зайчик? (Найти друга.)
- Пора отправляться дальше.
Воспитатель: - Не обманула лиса, не замела тропинку хвостом! Пойдемте по тропинке.
Дети встают друг за другом, чтобы идти по тропинке.
Ритмическая разминка.
(По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом.) ходьба змейкой.
(Мы в сугробах утопаем, ноги выше поднимаем) ходьба с высоким подниманием коленей.
(Осторожней все шагайте, только веток не ломайте. Ветки хрупкие сейчас, просят: «Берегите нас») ходьба в полу приседе.
Игровое задание «Узнай, кто прячется».
(Дети подходят к елке. Рядом с елкой графическое изображение следов зайца.)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, следы. Как вы думаете, кто их оставил?
- Невозможно понять какой зверь там прячется. Мы не можем подойти близко, потому что зайчик очень боится. Как же нам узнать, кто прячется за деревом?
- Посмотрите, любопытная сорока сидит на елке. Ей все видно. (Спросим у сороки.)
С помощью считалки воспитатель выбирает водящего (сорока).
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Водящий-сорока надевает шапочку сороки, воспитатель предлагает ему картинку с изображением животного.
- Ребята, выделяйте голосом вопросительное слово, когда будете задавать вопрос.
Каждый ребенок задает водящему - сороке вопрос с опорой на схему
(Какой это зверь маленький или большой) (Маленький.)
(Какая у него шерсть) (Короткая.)
(Какого цвета шерсть) (Белая.)
(Какие у него лапы) (Короткие, длинные.)
(Где он живет) (В лесу.)
(Чем он питается) (Корой деревьев.)
(Какой формы у него уши?) (Длинные.)
(Какой хвост) (Короткий.)
(Опасен ли этот зверь для человека) (Нет.)
По ответам водящего дети определяют животное. (Это зайчик).
Под елочкой игрушка зайчик.
Воспитатель: - Чьи же это следы? (Заячьи следы).
Воспитатель: - Какое умение помогло вам найти друга для зайчика? (Умение задавать вопросы.)
Воспитатель:- Вы нашли друга нашего зайчика. Теперь мы можем возвращаться в детский сад.
- Скажем волшебные слова! Снежным хороводом закружись, в детском саду окажись!
Дети повторяют волшебные слова и кружатся.
- Вот мы снова вернулись в наш детский сад! Наше путешествие закончилось!
(Дети садятся на ковёр.)
6. Рефлексия.
- Ребята, где вы сегодня побывали?
- Для чего вы ходили в зимний лес?
- Что вы сделали, чтобы помочь зайчику?
- Какое умение пригодилось вам в волшебном лесу? (Умение задавать вопросы.)
- В каких ситуациях вам может пригодиться умение задавать вопросы?
- Ребята, я очень горжусь тем, что вы неравнодушны к чужой беде, растёте добрыми и отзывчивыми. Вы научились сами правильно задавать вопрос и научили этому зайчика.
-У меня волшебная шкатулка с султанчиками трёх цветов. Если вам понравилось путешествие и вы справились со всеми заданиями возьмите зелёный султанчик. Если было трудно, возьмите желтый султанчик. Если путешествие не запомнилось, возьмите красный султанчик.
-Предлагаю сделать нам на память о прогулке в зимний лес и встречу с животными открытку «Пушистый белый заяц». Это будет новогодний подарок