наталья матвеева
Сказкотерапия в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Матвеева Наталья Ивановна,
воспитатель МБДОУ Детский сад № 84 комбинированного вида,
г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания
"За сказкой в детский сад"
«У кого в детстве не бывает сказки,
тот вырастает сухим, колючим человеком,
и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,
и укалываются как о лист осота»
И. Токмакова
Актуальность
Публикация «Сказкотерапия в детском саду» размещена в разделах
Часто поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока.
Общая задача воспитателей, психолога и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Эти особенности легли в основу построения цикла занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии.
Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). С помощью сказки педагог может убедить ребёнка в чём-либо, успокоить, настроить на положительный лад, помочь стать увереннее в себе.
Цель : создание благоприятных условий к повышению адаптационных возможностей, снятие стрессового напряжения и сокращение срока адаптации.
Задачи :
• - Развитие речи
• - Снятие эмоционального и мышечного напряжения
• - Снижение импульсивности и тревожности
• - Развитие навыков взаимодействия
• - Развитие внимания, восприятия, воображения
• - Развитие общей и мелкой моторики, координации движений
• - Облегчение адаптационного периода.
Методы и приемы, используемые в раннем возрасте.
Сказкотерапия предусматривает следующие методы работы:
чтение сказок;
инсценировка сказки (кукольные спектакли);
песочная и арт-терапия (рисование сказки на песке и бумаге).
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством.
Как же поэтапно вести работу в этом направлении.
1. Утром воспитатель проводит настрой на ритуал – «вход в сказку. Обычно новую сказку вместе с детьми можно найти в шкатулке, под «ковром- самолётом», принести его может сказочный персонаж
. 2. После этого проводится инсценировка сказки или её чтение. Полезными даже для младших дошкольников являются беседы по содержанию сказки, ведь общеизвестна любознательность малышей, их извечные «почему?» Попытайтесь вместе с ребёнком вникнуть в глубинный смысл сказки, педагогу нужно понять, как читать сказку, на чём акцентировать её внимание.
Разберём, например, самые популярные сказки:
Он испёкся в русской печке,
Покатился за крылечко.
У него румяный бок.
Это вкусный. (Колобок)
«Колобок» – учит ребёнка тому, что нельзя одному уходить из дома;
«Волк и семеро козлят» – учит тому, что нельзя доверять незнакомым людям;
«Репка» – познакомит ребёнка с понятием, что даже самый маленький может помочь в большом деле;
«Петушок золотой гребешок» – учит тому, что друзья всегда спасут от беды.
Метод сказкотерапии реализуется нами через театрализованную деятельность как НОД, как часть НОД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. Сказкотерапия тесно связана с темой дня. В своей работе мы используем следующие виды деятельности:
- Игра-инсценировка (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности)
- Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь)
- Сказка на фланелеграфе (помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу)
- Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, помогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук)
-Импровизация (помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации)
- Игра-имитация (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям)
- Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения)
В своей работе мы используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.
Фон сказок состоит из произведений, рекомендуемых программой, подбирается по типу характера, но для этого возраста наиболее характерны сказки о животных.
. песочная и арт-терапия (рисование сказки на песке и бумаге).
Педагог предлагает детям работу со сказкой, сочинённой им самим. Работа проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить (потрогать героев, построить дом и т. п., кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.
Иногда, утренний прием проводится с участием персонажа. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Использование метода при комплексном его применении дают положительную динамику в плане адаптации к дошкольному учреждению.
Кроме того, сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.
Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике, развивают память и внимание. Дают ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеет в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.
Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить развивает.
Читайте детям сказки.