Папки-передвижки

«Югра -мой край родной» (9 фото)

САРИЯ ТУБИЛОВА
«Югра -мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы

«Можно сколько хочешь восхищаться,

Знаю, каждый славит край родной,

Но не перестану восторгаться,

Воспевать любимый Север мой».

Ханты-Мансийский автономный округ, как и наша Россия - многонациональная территория. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Воспитание дошкольников проживающих в регионе, где коренными жителями являются малые народы (ханты и манси, начинает осуществляться с ознакомлением с бытом и культурой данного народа в доступной форме дошкольного возраста. В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир материальной и духовной культуры (фольклора, праздников и т. д., ориентированной на социально-коммуникативное развитие ребенка, нравственно-патриотическое воспитание. Проблема духовно-нравственного воспитания встала и перед педагогами нашего детского сада.

Публикация «„Югра -мой край родной“» размещена в разделах

Мы решили разработать как дополнительный региональный компонент программу, которая бы способствовала формированию духовности и нравственности не только детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет, но и их родителей, так как в настоящее время большая роль в воспитании отводится семье. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему» (Народная мудрость).

Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Севера через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами народов ханты и манси. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.

Проблема

Анализ результатов диагностического обследования воспитанников по разделу «Ознакомление с окружающим» показал: у 35% воспитанников не сформированы знания по ознакомлению с бытом и культурой народов Севера.

Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно обитающих на территории севера.

Результаты анкетирования: «Какие игры детей Севера вы знаете?» - 25% опрошенных ответили – «Ловля оленей». Но, к сожалению 75 % респондентов не могли вспомнить, ни одну игру. Из национальных праздников 15% назвали праздник «Вороний день». И все считали нужным изучение и сохранение народных игр и традиций северных народов.

Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями народов Севера ханты и манси проводится через традиционные формы работы.

Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Севера ханты и манси», по расширению знаний детей о культуре и традициях народов севера, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области.

К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

- программа реализуется в течение двух лет с детьми старшего дошкольного возраста (в старшей и подготовительной группе).

- реализуется через раздел «Ознакомление с окружающим миром», а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе.

- предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения.

- в педагогическом процессе широко используются ИКТ.

- предполагает создание в группах богатой предметно-развивающей среды и в мини-музее «Земля моя Югорская».

-обязательно использовать в работе исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность.

- предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.

- включать в работу совместную проектную деятельность с родителями.

- предполагает интеграцию образовательных областей.

Цель:

Знакомство детей с историей развития и становления родного края и формировать у детей представления о способствовать развитию интереса к традициям и обычаям коренным народам (ханты и манси) нашего края ХМАО-Югра.

Задачи:

-приобщать дошкольников к бытовой и духовной культуре и семейным традициям коренных жителей ХМАО;

-закрепление знаний о природе родного края, формирование основ экологической культуры;

-воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю Югре;

-способствовать укреплению партнерских взаимоотношений между детьми и родителями в ходе поисково-творческой деятельности.

Вид проекта: Познавательно-творческий.

Продолжительность: с детьми старшего дошкольного возраста (2 года).

Участники проекта:

дети старшего возраста группы, родители детей, воспитатели группы.

Предполагаемый результат:

Приобщение детей к национальной культуре народов Севера, дает возможность:

- сформировать представления о богатстве культурных традиций народов ханты и манси.

-стремление отражать свои впечатления в различных видах художественной деятельности.

-проявлять интерес к самобытной культуре народов ханты и манси.

Участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.

Ресурсы для реализации проекта: методическая и детская художественная литература, наглядные пособия, презентации по темам; мини-музей "Моя Югра".

План реализации программы:

1 этап - Выявить знания детей о родном крае; определение проблемы, обсуждение темы, поиск путей решения проблемы, форм участия детей и взрослых в проекте.

Предварительная работа:

1. Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций.

2. Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».

3. Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».

4. Показ изготовления хантыйской куклы Акань.

5. Беседа с родителями о содействии в пополнении мини-музея ДОУ «Земля моя Югорская».

6. Загадывание загадок, прочтение стихов о животных и растениях нашего края.

7. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.

8. Подбор материалов для родителей. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

9. Сбор и оформление наглядного материала в мини-музее ДОУ.

10. Изготовление тематических папок: «Наш округ»;«Нижневартовск - мой город»; «Сказки и рассказы народов ханты-манси»;«Подвижные игры народов крайнего Севера».

11. Составление перспективного плана мероприятий.

2 этап. Реализация проекта

Формы работы:

Непосредственно – образовательная деятельность: «Путешествие по городу»;«Кто такие ханты и где они живут?»;«Традиции и обычаи народов Севера»; «Традиционные праздники народов ханты и манси»; «По страницам Красной Книги ХМАО-Югры»; «Народные игры хантыйского народа»; «Сказки и загадки народов ханты и манси».

Чтение художественной литературы: Г. Слинкина «Сказка про Мозым Ики-Пох»; «Лиса и гуси» (хантыйская сказка, «Не бойся пурги»

Стихи поэтов малых народов крайнего севера: Конькова А. «Сказки бабушки Анне»; «Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка, Сказки народов ханты; «Буровичок Югорка» - сказка для детей.

Показ презентации: «Земля моя ХМАО - Югра!»;«Тайна Сибирской земли" и т. д.

Беседы о праздниках коренных народов: «Медвежьи игрища»; «Вороний день»; «Акань - традиционная кукла народов ханты».

Хантыйские народные игры: «Хейро», «Ловкий оленевод»,«Воронята»; «Важенка и оленята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей» и т. д.

Дидактические игры: «Моя Югра», «Символы моего города»; «Обитатели природы»; «Национальная одежда» и т. д.

Изготовление хантыйской куклы Акань.

Слушание музыки народов ханты и манси в грамзаписи.

Посещение городского музейного комплекса им. И. Г. Шуваева

Ожидаемые результаты:

Работа по приобщению детей к национальной культуре народов Севера предполагает ожидать следующие результаты:

Формирование представлении о богатстве культурных традиций народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

Формировать интерес к уникальной материальной и духовной культуре народов ханты и манси,

Воспитание чувства уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному Северному краю.

Участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.

Заключение

Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры, желающие внести свой вклад в его развитие.

Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера ханты и манси, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.

У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.

Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности народов ханты и манси.

Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

Дети будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа. Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой. Выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и представлены в авторской программе «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера».

Список литературы:

1. Безверхая Н. В. «Культура и быт народов ханты». Нижневартовск, 2004г.

2. Методические рекомендации по проведению национальных праздников и обрядов коренных народов Севера». Нижневартовский район,2002г.

3. Болобан М. «Ознакомление детей с традициями народов Севера». «Дошкольное воспитание» №2, 1990г.

4. Лукина Н. В. «Альбом хантыйских орнаментов». Томск, 1979г.

5. Сподина В. И. «Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты)»- г. Мегион, 1995г.

6. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина». Москва, 2003г.

7. Азбука краеведения «Край родной», 2001г.

8. Край, ставший судьбой. -г. Нефтеюганск, 2000.

9. Фотоальбом-путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография».

10. Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.

11. Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н. Л. Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.

Список художественной литературы для чтения детям:

1. Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.

2. Детские сказки варьёганских ханты. //Сост. Н. Б. Кошкарёва. Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2006.

3. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.

4. Конькова А. М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.

5. Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.

6. Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки. // Под ред. А. Кердан, В. Блинов. Екатеринбург, Сократ, 2002.

7. Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

8. Сказки народов Севера. //Составитель В. В. Винокурова, Ю. А. Сем. – Л., Просвещение, 1991.

9. Слинкина Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.

10. Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.

11. Шешкин П. Е., Шабалина И. Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.

«Югра -мой край родной»
Можно сколько хочешь восхищаться Знаю каждый славит край родной Но не перестану восторгаться Воспевать любимый Север мой Ханты Мансийский автономный округ как и наша Россия многонациональная территория Каждый народ вносит в культуру свое и каждое достижение народа является общим для всего человечества ориентированной на социально коммуникативное развитие ребенка нравственно патриотическое воспитание Проблема духовно нравственного воспитания встала и перед педагогами нашего детского сада Публикация Югра мой край родной размещена в разделах Мой край мой город Краеведение Нравственно патриотическое воспитание Республика область край Нравственно патриотическое воспитание нравственности не только детей старшего дошкольного возраста лет но и их родителей так как в настоящее время большая роль в воспитании отводится семье
Публикации по теме:

Фотоотчет «Ямал-наш край родной»Фотоотчет «Ямал-наш край родной» Сегодня Ямал - уникальный, быстро развивающийся и успешно решающий государственные задачи край. Он позволяет оценить итоги уходящего тысячелетия.

Фотоотчет «Мой родной край»Фотоотчет «Мой родной край» Были поставлены задачи: Дать элементарные представления о родном городе; Рассказывать детям о самых красивых местах родного города Тюмени,.

Фотоотчёт о викторине «Мой родной край»Фотоотчёт о викторине «Мой родной край» «Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспомнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал». К. Симонов Каждому.

Фотоотчет о конкурсе чтецов «Край родной»Фотоотчет о конкурсе чтецов «Край родной» 1 июня в нашем детском саду очень насыщенный мероприятиями день. Стало ещё одной доброй традицией проводить конкурсы чтецов во второй половине.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Мой любимый родной крайМой любимый родной край Каждый из нас природу родного края любит по своему, как – то особенно. Но любовь эта у всех одна – нежная, безмерная… Леса, поля, озера,.

Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет»Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет» Автор проекта: Латухина Татьяна Ивановна. Продолжительность проекта: долгосрочный. Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта:.

Родной край — ЧувашияРодной край — Чувашия Родной край – Чувашия! Ежегодное празднование Дня чувашского языка приурочено ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя.

Стих «Мой край родной»Стих «Мой край родной» Вот, и наступило лето! Очень люблю это прекрасное время года. Кто же не любит, спросите вы? У лета, наверное, особые краски, запахи. Один,.

Тематический проект «Родной край зимою»Тематический проект «Родной край зимою» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Югра -мой край родной»
Опубликовано: 22 августа 2020 в 23:33
+71Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Югра -мой край родной»» (включая файлы) размещена пользователем САРИЯ ТУБИЛОВА (УИ 246297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД