САРИЯ ТУБИЛОВА
«Югра -мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
«Можно сколько хочешь восхищаться,
Знаю, каждый славит край родной,
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимый Север мой».
Ханты-Мансийский автономный округ, как и наша Россия - многонациональная территория. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Воспитание дошкольников проживающих в регионе, где коренными жителями являются малые народы (ханты и манси, начинает осуществляться с ознакомлением с бытом и культурой данного народа в доступной форме дошкольного возраста. В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир материальной и духовной культуры (фольклора, праздников и т. д., ориентированной на социально-коммуникативное развитие ребенка, нравственно-патриотическое воспитание. Проблема духовно-нравственного воспитания встала и перед педагогами нашего детского сада.
Публикация «„Югра -мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Мы решили разработать как дополнительный региональный компонент программу, которая бы способствовала формированию духовности и нравственности не только детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет, но и их родителей, так как в настоящее время большая роль в воспитании отводится семье. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему» (Народная мудрость).
Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Севера через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами народов ханты и манси. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.
Проблема
Анализ результатов диагностического обследования воспитанников по разделу «Ознакомление с окружающим» показал: у 35% воспитанников не сформированы знания по ознакомлению с бытом и культурой народов Севера.
Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно обитающих на территории севера.
Результаты анкетирования: «Какие игры детей Севера вы знаете?» - 25% опрошенных ответили – «Ловля оленей». Но, к сожалению 75 % респондентов не могли вспомнить, ни одну игру. Из национальных праздников 15% назвали праздник «Вороний день». И все считали нужным изучение и сохранение народных игр и традиций северных народов.
Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями народов Севера ханты и манси проводится через традиционные формы работы.
Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Севера ханты и манси», по расширению знаний детей о культуре и традициях народов севера, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области.
К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:
- программа реализуется в течение двух лет с детьми старшего дошкольного возраста (в старшей и подготовительной группе).
- реализуется через раздел «Ознакомление с окружающим миром», а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе.
- предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения.
- в педагогическом процессе широко используются ИКТ.
- предполагает создание в группах богатой предметно-развивающей среды и в мини-музее «Земля моя Югорская».
-обязательно использовать в работе исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность.
- предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.
- включать в работу совместную проектную деятельность с родителями.
- предполагает интеграцию образовательных областей.
Цель:
Знакомство детей с историей развития и становления родного края и формировать у детей представления о способствовать развитию интереса к традициям и обычаям коренным народам (ханты и манси) нашего края ХМАО-Югра.
Задачи:
-приобщать дошкольников к бытовой и духовной культуре и семейным традициям коренных жителей ХМАО;
-закрепление знаний о природе родного края, формирование основ экологической культуры;
-воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю Югре;
-способствовать укреплению партнерских взаимоотношений между детьми и родителями в ходе поисково-творческой деятельности.
Вид проекта: Познавательно-творческий.
Продолжительность: с детьми старшего дошкольного возраста (2 года).
Участники проекта:
дети старшего возраста группы, родители детей, воспитатели группы.
Предполагаемый результат:
Приобщение детей к национальной культуре народов Севера, дает возможность:
- сформировать представления о богатстве культурных традиций народов ханты и манси.
-стремление отражать свои впечатления в различных видах художественной деятельности.
-проявлять интерес к самобытной культуре народов ханты и манси.
Участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.
Ресурсы для реализации проекта: методическая и детская художественная литература, наглядные пособия, презентации по темам; мини-музей "Моя Югра".
План реализации программы:
1 этап - Выявить знания детей о родном крае; определение проблемы, обсуждение темы, поиск путей решения проблемы, форм участия детей и взрослых в проекте.
Предварительная работа:
1. Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций.
2. Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».
3. Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».
4. Показ изготовления хантыйской куклы Акань.
5. Беседа с родителями о содействии в пополнении мини-музея ДОУ «Земля моя Югорская».
6. Загадывание загадок, прочтение стихов о животных и растениях нашего края.
7. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.
8. Подбор материалов для родителей. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
9. Сбор и оформление наглядного материала в мини-музее ДОУ.
10. Изготовление тематических папок: «Наш округ»;«Нижневартовск - мой город»; «Сказки и рассказы народов ханты-манси»;«Подвижные игры народов крайнего Севера».
11. Составление перспективного плана мероприятий.
2 этап. Реализация проекта
Формы работы:
Непосредственно – образовательная деятельность: «Путешествие по городу»;«Кто такие ханты и где они живут?»;«Традиции и обычаи народов Севера»; «Традиционные праздники народов ханты и манси»; «По страницам Красной Книги ХМАО-Югры»; «Народные игры хантыйского народа»; «Сказки и загадки народов ханты и манси».
Чтение художественной литературы: Г. Слинкина «Сказка про Мозым Ики-Пох»; «Лиса и гуси» (хантыйская сказка, «Не бойся пурги»
Стихи поэтов малых народов крайнего севера: Конькова А. «Сказки бабушки Анне»; «Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка, Сказки народов ханты; «Буровичок Югорка» - сказка для детей.
Показ презентации: «Земля моя ХМАО - Югра!»;«Тайна Сибирской земли" и т. д.
Беседы о праздниках коренных народов: «Медвежьи игрища»; «Вороний день»; «Акань - традиционная кукла народов ханты».
Хантыйские народные игры: «Хейро», «Ловкий оленевод»,«Воронята»; «Важенка и оленята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей» и т. д.
Дидактические игры: «Моя Югра», «Символы моего города»; «Обитатели природы»; «Национальная одежда» и т. д.
Изготовление хантыйской куклы Акань.
Слушание музыки народов ханты и манси в грамзаписи.
Посещение городского музейного комплекса им. И. Г. Шуваева
Ожидаемые результаты:
Работа по приобщению детей к национальной культуре народов Севера предполагает ожидать следующие результаты:
Формирование представлении о богатстве культурных традиций народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
Формировать интерес к уникальной материальной и духовной культуре народов ханты и манси,
Воспитание чувства уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному Северному краю.
Участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.
Заключение
Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры, желающие внести свой вклад в его развитие.
Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера ханты и манси, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.
У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.
Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности народов ханты и манси.
Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
Дети будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа. Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой. Выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и представлены в авторской программе «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера».
Список литературы:
1. Безверхая Н. В. «Культура и быт народов ханты». Нижневартовск, 2004г.
2. Методические рекомендации по проведению национальных праздников и обрядов коренных народов Севера». Нижневартовский район,2002г.
3. Болобан М. «Ознакомление детей с традициями народов Севера». «Дошкольное воспитание» №2, 1990г.
4. Лукина Н. В. «Альбом хантыйских орнаментов». Томск, 1979г.
5. Сподина В. И. «Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты)»- г. Мегион, 1995г.
6. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина». Москва, 2003г.
7. Азбука краеведения «Край родной», 2001г.
8. Край, ставший судьбой. -г. Нефтеюганск, 2000.
9. Фотоальбом-путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография».
10. Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.
11. Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н. Л. Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.
Список художественной литературы для чтения детям:
1. Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.
2. Детские сказки варьёганских ханты. //Сост. Н. Б. Кошкарёва. Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2006.
3. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.
4. Конькова А. М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.
5. Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.
6. Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки. // Под ред. А. Кердан, В. Блинов. Екатеринбург, Сократ, 2002.
7. Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
8. Сказки народов Севера. //Составитель В. В. Винокурова, Ю. А. Сем. – Л., Просвещение, 1991.
9. Слинкина Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.
10. Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.
11. Шешкин П. Е., Шабалина И. Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.