Фатима Дадаханова
Конспект НОД по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе компенсирующего вида
«Эти удивительные насекомые»
Интеграция образовательных областей: Познание. Экология. Здоровье. Коммуникация. Безопасность. Ознакомление с художественной литературой.
Публикация «Конспект НОД по лексической теме „Насекомые“ в подготовительной группе компенсирующего вида» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: формировать у старших дошкольников осознанно-правильное отношение к природе посредством развития основ экологической культуры,
расширять и углублять представления о насекомых, закрепить с детьми обобщающее понятие “насекомые”.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
- уточнить знаний о насекомых, их характерных признаках;
- совершенствовать грамматический строй речи (подбор качественных прилагательных к заданному существительному и образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными);
-упражнять в употребление предложно-падежных конструкций ( употребление предлогов: «под», «над», «справа от», «слева от», «в»)
- формировать умение отвечать на вопросы полным предложением, грамотно выражать свои мысли;
- продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
II. Коррекционно-развивающие:
- развивать речевой слух, память, мышление;
- развивать зрительное внимание;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
III. Коррекционно-воспитательные:
- формировать самостоятельность, доброжелательность, интерес к речевой деятельности, сотрудничеству;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедиа, предметные картинки «насекомые». Дидактическая игра «Кто лишний?», «Кто где?» (на предлоги, «Выложи бабочку» (счетные палочки).
Аудио записи: музыка Чайковского «Времена года», звуки насекомых.
Предварительная работа:
наблюдения за весенними изменениями в природе, на прогулке; чтение и обсуждение художественных произведений: басни Крылова «Стрекоза и муравей», К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Катя и божья коровка». Беседы: «Крылатые насекомые», «Кто где живет?»; загадки по лексической теме : «Насекомые»; Д. И «Четвертый лишний»,
разучивание подвижной игры на координацию речи с движениями
«Сороконожка», разучивание пальчиковой гимнастики «Прилетела к нам пчела». Гимнастика для глаз «Лучик солнца».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу, произносят стихотворение, взявшись за руки:
Приветствие
- Пусть утро будет ясным!
- Природе скажем мы.
- Пусть будет мир прекрасным!
- И даже в день ненастный.
2. Основная часть
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку на лесную полянку! Давайте посмотрим на экран и познакомимся с жителями нашей полянки!
Введение в тему.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет.
Воспитатель: - Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Я знаю, что произошло с ними, сейчас вам расскажу.
Жил был на поляне злой паук, он забрал к себе…. Кого, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(бабочка)
Да, это бабочка.
Злой паук заколдовал на поляне всех насекомых, и спасти их можно, если выполним все задания паука. Вы готовы помочь?
1. А вот и первое задание от паука: «отгадай загадку».
Загадки.
Воспитатель читает загадки, с использованием презентации, дети отгадывают и появляются отгадки:
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие - большие глаза.
Называют ее … (стрекоза)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила.
А зовут ее (пчела).
Очень маленький на вид
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
- Когда появляются насекомые? (весной, летом).
2. Задание от паука.
- Чем питаются насекомые? (Насекомые питаются пыльцой, нектаром, стеблями растений, листьями, соком свежих и подгнивших плодов и ягод, семенами, корой, древесиной, корешками).
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых? (бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравьи? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
- Пойдем дальше, другие насекомые тоже ждут нашей помощи.
Воспитатель просит обратить внимание детей на экран, где демонстрируется игра «Четвертый лишний».
4. Задание от паука.
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете? Это следующее задание паука.
- Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
- Лишняя птица, потому что остальные насекомые.
- Лишняя пчела, потому что она полезная, а остальные насекомые относятся к вредным.
- Лишний жук-олень, потому что он травоядное насекомое, а остальные хищные.
5. Задание от паука.
«Кто где?» (на предлоги)
-Пчелка собирает нектар, Скажите какая пчела где?
6. Задание от паука.
Игра «Назови лаского»
Пчела ––пчёлка
Муравей – муравьишка
Кузнечик –– кузнечишка
Жук – жучок
Таракан – тараканчик
Комар – комарик и. т. д.
7. Задание от паука.
Игра «Чей? Чья? Чьё?»
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)
У таракана? (тараканьи лапки, тараканья голова)
У комара? (комариные лапки, комариная голова)
У осы? (осиные лапки, осиная голова)
У шмеля? (шмелиные лапки, шмелиная голова)
Физкультминутка – координация речи с движением «Рождение бабочки».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Звучит фонограмма звуки насекомых
Дети проходят за столы
Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела, (На каждое насекомое загибают пальчик)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают колечки и подносят к глазам)
Приходили муравьи
И травинку принесли.
Пожужжали, полетали. (Машут ладошками)
8. Задание от паука.
Игра – «Бабочка»
На столах карточки с изображением бабочки из палочек. Детям предлагается по образцу собрать бабочку.
9. Игровой момент «Полянка»
Воспитатель:
- Ребята, я слышу звуки насекомых. Они где-то рядом. Посмотрите, здесь полянка. Давайте посмотрим, что там. Она покрыта паутиной. (воспитатель убирает паутину и находит насекомых вместе с детьми). А здесь еще и записка. Давайте я её прочитаю. В ней написано, что паук расколдовал и вернул нам всех насекомых, потому что мы выполнили его задания. И еще здесь написано, что мы очень дружные и доброжелательные ребята.
10. Итог занятия.
Дети вместе с воспитателем выпускают на полянку всех насекомых.
Воспитатель: Вот и подошло наше приключение к концу. Какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад.