МААМ-картинки

Экспериментирование в первой младшей группе

надежда храмова
Экспериментирование в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Публикация «Экспериментирование в первой младшей группе» размещена в разделах

В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.

Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н. Н. Поддьякова, Александра Ивановича Савенкова и др. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

Развивается речь. Происходит накопление фонда умственных умений.

Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей рекомендуется решать следующие задачи:

Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

О способах исследования объекта.

О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т. д.).

На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то-то», «Я сам!» Это — основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы — извращенная форма реализации «Я сам!», когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».

К концу второго года жизни все нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы.

Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.

Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.

В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений (до этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел). Однако из-за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту.

К трем годам все дети овладевают фразовой речью, следовательно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Но составить рассказ они еще не способны. Поскольку поле деятельности детей расширяется, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Публикации по теме:

Игра-экспериментирование «Чудесная мука» в первой младшей группеИгра-экспериментирование «Чудесная мука» в первой младшей группе Задачи: 1. Обучающие: познакомить детей с понятием «сыпучая»; закрепить понятия «мягкая», «легкая», «тяжелая», «сыплется», «отпечатки»;.

Конспект занятия по экспериментированию c водой «Свойства воды» в первой младшей группе в первой младшей группе Конспект занятия по экспериментированию c водой в первой младшей группе (2-3 года) Цель: создание социальной ситуации развития в процессе.

Конспект занятия в первой младшей группе «Путешествие в волшебный лес» в первой младшей группе Открытое интегрированное занятие «Путешествие в волшебный лес» в первой младшей группе «Колокольчики». Ребята, посмотрите,а что это у.

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование для детей второй младшей группы 3–4 годаТема: «Чудесная мука».Цель: ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Задачи: Стимулировать эмоциональное.

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование во второй младшей группе Тема: «Чудесная мука» Цель: ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Задачи: 1. Актуализировать и дополнить.

Экспериментирование и опыты в старшей группеЭкспериментирование и опыты в старшей группе Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий.

Экспериментирование с бумагой в подготовительной группе Экспериментирование с бумагой (подготовительная группа) Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений.

Конспект занятия «Экспериментирование с водой» в первой младшей группеКонспект занятия «Экспериментирование с водой» в первой младшей группе 1. Воду можно покрасить Задачи: уточнить знания детей о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение.

Закаливание в первой младшей группе 1-я младшая группа В процессе закаливания вырабатываются защитные реакции в ответ на климатические изменения. Использование отдельных средств.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Экспериментирование, что лучше: бумага или ткань?» Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе Тема: «Экспериментирование, что лучше: бумага или ткань?» Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в первой младшей группе
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 17:36
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование в первой младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем надежда храмова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД