мария усольцева
Экспериментирование в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд: Здравствуйте коллеги вашему вниманию предоставляю проект Экспериментальная деятельность в МБДОУ № 186
2 слайд: В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны пять образовательных областей.
3слайд: Свою работу я провожу в «Развитие познавательно исследовательской деятельности»
Которая включает в себя.
• Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
Публикация «Экспериментирование в ДОУ» размещена в разделах
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений об объекта окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.);
• развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
• Умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
4 слайд: Экспериментальная деятельность :
Способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении
5 слайд: Задачи ДОУ:
- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
- организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.
6 слайд: Структура проведения игры – экспериментировании :
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
7 слайд: Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- познавательный мотив (почему так);
- ситуация выбора.
8 слайд: Правильная последовательность
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
9 слайд: Примерная структура занятия - экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
10 слайд: Содержание уголков экспериментальной деятельности.
- место для постоянной выставки
- место для приборов
- место для хранения материалов
- место для проведения опытов
- место для неструктурированных материалов
11 слайд: Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах
12 слайд: В группе раннего развития то что проводит сам воспитатель
- Развитие наглядно- действенного мышления.
- Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.
- Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
- Выполняют простейшие поручения.
- Произносят фразу: «Я хочу сделать ….»
13 слайд: 2 младшая группа
- Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.
- Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.
- Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.
- В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
14 слайд: Свою кружковую работу я начинаю со средней группы
- Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.
- Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников.
- Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.
- Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.
15 слайд: Старшая группа
- Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.
- Даются задания по прогнозированию результатов.
- Опыты проводятся поэтапно.
- Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы.
- Вводятся длительные эксперименты.
- Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.
16 слайд: Подготовительная группа
- Проведение экспериментов – норма жизни.
- Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться.
- Воспитанники проявляют инициативу.
- Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений.
- Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.
17 слайд: Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:
18 слайд:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол» : как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне «1 минута».
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
19 слайд: Главные достоинства экспериментирования в детском саду :
20 слайд
- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
- активно развивается речь ребенка;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
21 слайд - формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
- формируются трудовые навыки;
- укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
22 слайд: Хочу представить свою рабочую программу «Экспериментальная деятельность детей в ДОУ»
23 слайд: Цель моей исследовательской деятельности является развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
24 слайд: в программу входят такие направления как
воздухом, со звуком, с солнечным светом, с предметами, с цветом
Наблюдения за изменением погоды, растительный мир.
25 слайд: Формы работы
- организованная экспериментальная деятельность;
-познавательные занятия с элементами экспериментирования
- демонстрационные опыты, реализуемые совместно с детьми;
26 слайд: Опорой в систематизации работы по детскому экспериментированию являются конспекты познавательных занятий с элементами экспериментирования и перспективное планирование по теме «Экспериментирование с детьми в ДОУ», перспективное планирование рассчитано на средний и старший дошкольный возраст детей.
27 слайд: Также составлен план работы с родителями.
28 слайд: Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами живой и неживой природой.
29 слайд: Я веду занятия-эксперименты вместе с ребенком, на равных, как партнеры, создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
30 слайд: Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
31 слайд: и тд. Фото
Спасибо за внимание.