Анна Горбунова
Экспериментирование с детьми дошкольного возраста в ДОУ и дома
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка - ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будешь знать, скоро состаришься». К сожалению, подобные «промахи» очень скоро дадут о себе знать – в первых же классах школы, когда ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Публикация «Экспериментирование с детьми дошкольного возраста в ДОУ и дома» размещена в разделах
Учить ли детей делать открытия?
Конечно, да! Как это сделать таким образом, чтобы подобное обучение учитывало природу ребёнка, способствовало его развитию? Начинать, видимо следует с тех проблем, которые больше всего интересуют ребенка и вызывают у него удивление.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя. Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребёнка. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать как в саду, так и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт);
2. Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта);
3. Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента);
4. Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата);
5. Объяснить почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность.
Один из несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.
Взрыв цвета в молоке.
Нам понадобится: цельное молоко; пищевые красители разных цветов; любое жидкое моющее средство; ватные палочки; тарелка.
Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным.
План работы:
1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Объяснение опыта: В молоке присутствуют молекулы жира, поэтому красители не сразу растворяются, а при добавлении в молоко моющего средства, оно вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подойдет обезжиренное молоко.