Елена Земская
Конспект занятия «Экспериментальная деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы. Особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности, является – экспериментирование.
Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «экспериментум», что переводится как «проба, опыт»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Ребёнок-дошкольник активно, стремится, узнать об окружающем его мире как можно больше. Всё усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и обязательно делает сам.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Детское экспериментирование - это поисковая деятельность дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное.
Главные достоинства экспериментальной деятельности заключаются в том, что оно:
- Даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимодействии с другими объектами и со средой обитания
- Развивает память ребёнка, активизирует мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализировать, сравнивать, обобщать.
- Обогащает и активизирует речь детей новыми словами (мягкий – твёрдый, холодный – тёплый и т. д.)
Целью опытно – экспериментальной деятельности является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
В дошкольных учреждениях экспериментальная деятельность ведётся с учётом возрастных и психологических особенностей детей.
Начиная с раннего возраста, дети при помощи наглядно-действенного мышления знакомятся с окружающим миром. Так как их жизненный опыт ещё мал, то познавательно - исследовательская деятельность строится на наблюдении за воспитателем и простейшим манипулированием предметами. Дети с удовольствием обследуют песок, познавая его свойства, плещутся в воде, открывая её тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок.
В младшем возрасте возникает наглядно – образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» ещё не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы. Дети младшей группы ещё не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с воспитателем, поэтому участие воспитателя в совершении любых действий является обязательным.
В среднем возрасте потребность получить ответ экспериментальным путём усиливается, задачи для экспериментирования усложняются, количество вопросов возрастает. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых уже не так важно, но, всё, же ещё основным источником ответов на вопросы является взрослый. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного того же объекта и находить между ними разницу – пока только разницу.
Самый интересный и осознанный период для исследовательской деятельности – это старший возраст. Старшим дошкольникам присуще и наглядно – действенное, и наглядно – образное мышление. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети уже больше обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». В этом возрасте приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа её осуществления. У детей уже достаточно большой жизненный опыт, что позволяет им самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развёрнутый рассказ об увиденном. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта дети могут уже находить не только разницу, но и сходство.
Экспериментирование делится на два вида :
• Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. На этом этапе ребёнок бескорыстно пробует объект, ставит перед собой цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребёнок получает итог таким, какой он получается.
• Второй – когда исследовательская деятельность организуется взрослым. На этом этапе не может быть никакого другого итога, только который запланировал взрослый по данному эксперименту
При выборе темы эксперимента должны соблюдаться следующие правила:
• Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его
• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности
• Тема должна быть выполнена, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки)
При проведении опытов мы должны придерживаться следующей структуры:
• Постановка проблемы, которую надо решить
• Целеполагание, что нужно сделать для решения проблемы
• Выдвижение гипотез, предположений, поиск возможных путей решения
• Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действии)
• Анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось).
Если подтвердилось, то формулирование выводов (как получилось, если нет, то выдвигаем новую гипотезу, реализуем её в действии
• Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и фиксация результатов.
Графический
Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки.
Ментальный
Для фиксации опытно - экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования.
Практический
Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге, т. е. зарисовывание или записываниею. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов.
Виды занятий по экспериментированию :
• Игры-эксперименты
На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации.
• Моделирование
Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов: вулкан, айсберг.
• Опыты
Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка.
Таким образом, детское экспериментирование, как метод в педагогической практике, является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.
Своё выступление я хочу закончить словами В. А. Сухомлинского
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»