МААМ-картинки

Экономическое воспитание дошкольников «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет»

ромашкина ирина
Экономическое воспитание дошкольников «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?

Публикация «Экономическое воспитание дошкольников „Формирование основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет“» размещена в разделах

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далеки друг от друга. Тем не менее, современные дети рано овладевают экономической информацией на житейском уровне, так как посещают совместно с родителями магазины и банки и уже имеют некоторые элементарные представления о деньгах. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Результаты воспитательной работы будут успешными в том случае, если образование основам финансовой грамотности осуществляется в комплексе решения задач трудового, нравственного и экономического воспитания.

Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения курса финансовой грамотности дошкольников, в нашем дошкольном образовательном учреждении была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Экономическое воспитание дошкольников : формирование основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет». С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников речь не идет о полноценных знаниях, умениях и навыков обращения с деньгами. Работая по этой программе, мы знакомим детей с профессиями, учим их воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей. У детей формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. В процессе экономического воспитания дети знакомятся с такими понятиями экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, трудолюбие. Дети учатся навыкам самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на участке детского сада, у них складываются представления о труде взрослых, прививаются чувства уважения к труду.

Цель программы «Экономическое воспитание дошкольников : формирование основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет» - помочь детям пяти - семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Данная программа поможет дошкольнику научится уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», корректировать собственные потребности, понимать и ценить окружающий предметный мир, применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Содержание Программы способствует формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.

Помимо цели, нами были определены задачи по формированию финансовой грамотности дошкольников. Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества: понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство,

честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Программа экономического воспитания ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания и предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и понять, почему он не нужен никому - ни детям, ни взрослым. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом. Упражнения используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях.

Основа нашей программы состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников.

Программа состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт труда», «Деньги и цена», «Реклама», «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Программа может быть реализована как в течение одного года (в подготовительной к школе группе, так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах).

1. Блок «Труд и продукт труда»

Основные задачи этого блока :

1. формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;

2. учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

3. поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

4. стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией. Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи, необходимо трудиться. Детей знакомят с новыми профессиями бизнесмен, банкир, менеджер, рекламодатель, рекламный агент. Дети узнают о трудовых династиях, появляется интерес к профессии родителей. Дошкольникам объясняют, что в результате труда появляется продукт – вещь, предмет, изделие, проект, идеи. Дети узнают, что за свой труд люди получают деньги.

Обсуждаются с детьми вопросы о лени и трудолюбии, о возможности и необходимости честно заработать деньги, об уважении к ответственным людям, аккуратности в труде.

2. Блок «Деньги и цена»

Задачи второго блока:

1. познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

2. воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание

разумного финансового поведения);

3. дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

Детей знакомят с понятием «деньги», дают представление о их достоинстве, внешнем виде, рассказывается о разнообразии денег в других странах. Разъясняется понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики, как он складывается, что представляет собой доход и расход. Кроме того, детей подводят к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше.

Дети должны понять, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде). Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности). Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

3. Блок «Реклама»

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Цель рекламы, дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.

Задачи данного блока:

1. дать представление о рекламе, ее назначении;

2. поощрять объективное отношение детей к рекламе;

3. развивать у детей способность различать рекламные уловки;

4. учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

5. учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

Рассматриваются её особенности, необходимость, размещение, процесс изготовления рекламы и профессии, которые нужны для работы в рекламе. Дети пробуют свои возможности в сочинении и изготовлении рекламы.

4. Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Задачи:

1. Формировать представление о том, что к вещам надо относиться

с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;

2. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия

с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;

3. Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;

4. Дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо

компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного

выбора и др.

Работа по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек.

Дети должны понять, что предметный мир-рукотворный, в каждую вещь вложен человеческий труд, старания и поэтому к вещам следует относится с уважением. Воспитывать у детей бережное отношение к своим вещам и вещам, принадлежащим другим; разумно использовать материалы для игр и занятий, нетерпимость к беспорядку.

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах :

• беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей,

• использование ИКТ-технологий,

• виртуальные экскурсии,

• тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями,

• сюжетно-ролевые игры,

• решение проблемных ситуаций,

• чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

Первая диагностика уровня знаний и умений проводилась на основе выделенных финансово-экономических категорий соответствующего раздела непосредственно перед его изучением. В результате выяснилось, что у старших дошкольников экономические знания недостаточно высокие. Всего 10% детей отнесены к высокому уровню; у 48% детей показатели были средними; у 42% детей – низкий.

Мониторинг сформированности финансовых знаний и умений у дошкольников который проводился после реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников : формирование основ финансовой грамотности у детей 5-7лет» показал уже совершенно другие результаты: явно видна положительная динамика уровня сформированности экономического мышления. Данные указывают на то, что после целенаправленной работы возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню. Теперь 55% детей отнесены к высокому уровню; у 36% детей - средний; и только 9% детей – низкий.

Подводя итог, можно сделать вывод, что главными результатами реализации блочной системы работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников является то, что дети могут:

-активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

-иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

-понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;

-осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей;

-контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;

-адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;

-знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

-знать и называть разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

-бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

-проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.).

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка. Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в

Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9 - С. 3 - 6.

2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект

Российской экономической школы по личным финансам. - 2010 - С. 42.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения :

международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н., Демидов. – М. : КноРус, 2012. - 106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой

грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для

дошкольников, - Калининград, 2013. - 26 с.

5. Камаровская Е. В., Как помочь школьнику? серия «Вы и ваш ребенок» / Е. В. Камаровская. - СПБ. : Питер, 2011. - 208с.

6. Парамонова Л. А., Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Программа развития и обучения дошкольника / Л. А. Парамоновой - Москва ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 752с.

7. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. - 176 с.

8. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М. : «Вентана-Граф», 2015. - 48с.

9. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.

Интернет-ресурсы:

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России;

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»;

минобрнауки. рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;

вашифинансы. рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами».

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольниковПрименение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников Цель: формирование основ финансовой грамотности посредством сюжетно– ролевых игр с использованием нетрадиционного дидактического материала,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности»Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности» Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье, поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экономическое воспитание дошкольников «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет»
Опубликовано: 10 февраля 2023 в 08:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экономическое воспитание дошкольников «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет»» (включая файлы) размещена пользователем ромашкина ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД