ромашкина ирина
Экономическое воспитание дошкольников «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?
Публикация «Экономическое воспитание дошкольников „Формирование основ финансовой грамотности у детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далеки друг от друга. Тем не менее, современные дети рано овладевают экономической информацией на житейском уровне, так как посещают совместно с родителями магазины и банки и уже имеют некоторые элементарные представления о деньгах. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Результаты воспитательной работы будут успешными в том случае, если образование основам финансовой грамотности осуществляется в комплексе решения задач трудового, нравственного и экономического воспитания.
Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения курса финансовой грамотности дошкольников, в нашем дошкольном образовательном учреждении была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Экономическое воспитание дошкольников : формирование основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет». С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников речь не идет о полноценных знаниях, умениях и навыков обращения с деньгами. Работая по этой программе, мы знакомим детей с профессиями, учим их воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей. У детей формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. В процессе экономического воспитания дети знакомятся с такими понятиями экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, трудолюбие. Дети учатся навыкам самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на участке детского сада, у них складываются представления о труде взрослых, прививаются чувства уважения к труду.
Цель программы «Экономическое воспитание дошкольников : формирование основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет» - помочь детям пяти - семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Данная программа поможет дошкольнику научится уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», корректировать собственные потребности, понимать и ценить окружающий предметный мир, применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Содержание Программы способствует формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.
Помимо цели, нами были определены задачи по формированию финансовой грамотности дошкольников. Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества: понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство,
честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Программа экономического воспитания ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания и предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и понять, почему он не нужен никому - ни детям, ни взрослым. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом. Упражнения используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях.
Основа нашей программы состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников.
Программа состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт труда», «Деньги и цена», «Реклама», «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Программа может быть реализована как в течение одного года (в подготовительной к школе группе, так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах).
1. Блок «Труд и продукт труда»
Основные задачи этого блока :
1. формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
2. учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
3. поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
4. стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией. Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи, необходимо трудиться. Детей знакомят с новыми профессиями бизнесмен, банкир, менеджер, рекламодатель, рекламный агент. Дети узнают о трудовых династиях, появляется интерес к профессии родителей. Дошкольникам объясняют, что в результате труда появляется продукт – вещь, предмет, изделие, проект, идеи. Дети узнают, что за свой труд люди получают деньги.
Обсуждаются с детьми вопросы о лени и трудолюбии, о возможности и необходимости честно заработать деньги, об уважении к ответственным людям, аккуратности в труде.
2. Блок «Деньги и цена»
Задачи второго блока:
1. познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
2. воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание
разумного финансового поведения);
3. дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
Детей знакомят с понятием «деньги», дают представление о их достоинстве, внешнем виде, рассказывается о разнообразии денег в других странах. Разъясняется понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики, как он складывается, что представляет собой доход и расход. Кроме того, детей подводят к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше.
Дети должны понять, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде). Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности). Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
3. Блок «Реклама»
Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Цель рекламы, дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.
Задачи данного блока:
1. дать представление о рекламе, ее назначении;
2. поощрять объективное отношение детей к рекламе;
3. развивать у детей способность различать рекламные уловки;
4. учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
5. учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
Рассматриваются её особенности, необходимость, размещение, процесс изготовления рекламы и профессии, которые нужны для работы в рекламе. Дети пробуют свои возможности в сочинении и изготовлении рекламы.
4. Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Задачи:
1. Формировать представление о том, что к вещам надо относиться
с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;
2. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия
с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;
3. Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;
4. Дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо
компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного
выбора и др.
Работа по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек.
Дети должны понять, что предметный мир-рукотворный, в каждую вещь вложен человеческий труд, старания и поэтому к вещам следует относится с уважением. Воспитывать у детей бережное отношение к своим вещам и вещам, принадлежащим другим; разумно использовать материалы для игр и занятий, нетерпимость к беспорядку.
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах :
• беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей,
• использование ИКТ-технологий,
• виртуальные экскурсии,
• тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями,
• сюжетно-ролевые игры,
• решение проблемных ситуаций,
• чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Первая диагностика уровня знаний и умений проводилась на основе выделенных финансово-экономических категорий соответствующего раздела непосредственно перед его изучением. В результате выяснилось, что у старших дошкольников экономические знания недостаточно высокие. Всего 10% детей отнесены к высокому уровню; у 48% детей показатели были средними; у 42% детей – низкий.
Мониторинг сформированности финансовых знаний и умений у дошкольников который проводился после реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников : формирование основ финансовой грамотности у детей 5-7лет» показал уже совершенно другие результаты: явно видна положительная динамика уровня сформированности экономического мышления. Данные указывают на то, что после целенаправленной работы возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню. Теперь 55% детей отнесены к высокому уровню; у 36% детей - средний; и только 9% детей – низкий.
Подводя итог, можно сделать вывод, что главными результатами реализации блочной системы работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников является то, что дети могут:
-активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
-осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
-иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
-понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;
-осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей;
-контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;
-адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
-знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
-знать и называть разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
-бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
-проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.).
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка. Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в
Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9 - С. 3 - 6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект
Российской экономической школы по личным финансам. - 2010 - С. 42.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения :
международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н., Демидов. – М. : КноРус, 2012. - 106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой
грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для
дошкольников, - Калининград, 2013. - 26 с.
5. Камаровская Е. В., Как помочь школьнику? серия «Вы и ваш ребенок» / Е. В. Камаровская. - СПБ. : Питер, 2011. - 208с.
6. Парамонова Л. А., Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Программа развития и обучения дошкольника / Л. А. Парамоновой - Москва ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 752с.
7. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. - 176 с.
8. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М. : «Вентана-Граф», 2015. - 48с.
9. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.
Интернет-ресурсы:
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России;
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»;
минобрнауки. рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;
вашифинансы. рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами».