Людмила Евгеньевна
Экологические игры в жизни ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
При ознакомлении детей с природой во время прогулок и экскурсий, воспитатель использовал дидактические игры с предметами – игры с листьями, семенами, цветами, овощами: «Найди что покажу», «Вершки корешки», «Чьи детки на этой ветке», «Беги к тому дереву какое назову» и др.
Такие игры проводились как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учётом возраста.
Темочки:
Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх применялся наглядный художественно оформленный материал, интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.
В своей практике педагог применял сказочного героя – Сорока - Белобока, который в зависимости от времени года переодевался в разные наряды, что помогало детям сориентироваться во времени года и приметах каждого сезонного явления. При помощи сказочного героя проводились разные игры, например "Цветочная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", и т. д. Чаще всего игры проходили под музыкальным сопровождением П. И. Чайковского «Времена года». Сорока-Белобока выполняла роль знающей, хорошо осведомлённой в чём-либо или, наоборот, ничего не знающей.
Дидактические игры использовались не только в свободной деятельности, но и включались в занятия:
- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей,
- по математике (счёт предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания,
- по ознакомлению с окружающим,
- по логике и на других занятиях.
В процессе проведения дидактической игры поощрялись выдумка, инициатива дошкольников, отмечались доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.
Во время занятий осуществлялось прямое обучение, с использованием дидактических игр. Познавательные задачи объединялись с игровыми моментами (определение свойств и качеств предмета, классификация различных групп предметов).
Часто игры экологического содержания возникали по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Придумывались разнообразные по содержанию игровые упражнения, тем самым поднимая интерес и эффективность усвоения экологических умений и навыков. При продумывании их педагог ориентировался на знания детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Играя с детьми, воспитатель учил их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещалась информация в уголке для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья», «Витамины круглый год», и другие, проводились консультации на темы: «Зачем детям знания экологии?», «Что наблюдать с детьми в природе», «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений», «Изготовление кормушек» и так далее, индивидуальные беседы с детьми по проблеме. От того как проводилась беседа, во многом зависело осмысление детьми обсуждаемой игры. Она не была назидательной поэтому я не навязывала своего мнения, а побуждала детей к размышлению, к высказыванию собственного мнения. И здесь имело немаловажное значение эмоциональное отношение педагога к игре. Голос, мимика, жест подчёркивали отношение к той проблеме, которая заключалась в содержание игры. Автор внедрил в свою практику нетрадиционные формы проведения родительских собраний на экологические темы, которые нашли отклик в семьях. К ним относятся викторины, КВН, круглый стол «Воспитание доброты к природе» и другие.
Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии»). В результате такой многогранной деятельности у детей развивается самостоятельность, мышление, возрастают речевые возможности, формируется умение анализировать увиденное и услышанное. Так постепенно развивается у детей представление об играх по экологическому воспитанию. Анализ работы показал, что представление ребят о дидактических играх по экологическому воспитанию значительно обогатилось.