Людмила Федоренко
Эффективность урока как стимул к успеху учителя и ученика
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность детей;
- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
Публикация «Эффективность урока как стимул к успеху учителя и ученика» размещена в разделах
- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т. е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. ;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Таким образом, новая профессиональная компетенция учителя – переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию.
Как подготовить современный урок? Урок - главная составная часть процесса обучения. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, необходимо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Критериями эффективности являются :
• активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока;
• обеспечение «психологического комфорта» и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;
• мотивация познавательной деятельности на уроке;
• обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;
• наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой;
• достижение целей урока.