Бурцева Светлана
Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе формирования личности дошкольника. Занятие №1
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми; повышение уверенности в собственных силах; устранение отрицательных эмоций.
1. Гимн.
2. Приветствие по кругу.
3. Ласковое имя (игра).
Инструкция. «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».
Публикация «Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе формирования личности дошкольника, Занятие №1» размещена в разделах
4. Неоконченные предложения.
Родителям предлагается закончить предложение: «Мой сын (дочь…» в соответствии с собственным контекстом.
5. Прослушивание аудиозаписи высказываний детей (Моя мама.).
До проведения занятия педагог приходит к ребенку в группу с магнитофоном и просит немного рассказать о своей маме, начиная словами: «Моя мама….». Перед началом записи можно задавать стимулирующие вопросы: «Какая твоя мама? Что она тебя обычно говорит? Самое приятное? Неприятное? Чем она обычно занимается?» и т. д. Важно не предлагать ребенку готовых ответов, не использовать закрытые вопросы.
6. Угадай ребенка («Исследование лица», маму.
Родители и дети поочередно с закрытыми глазами ощупывают лица других участников (по сигналу ведущего один из детей или родителей молча подходят к водящему). Найдя своего ребенка (или маму, водящий должен назвать его имя и снять повязку с глаз.
7. Скульптура.
Родителям в парах со своими детьми предлагается придумать и изобразить пантомимически скульптуру, которая отражала бы характер их взаимоотношений.
8. Рисование в паре.
Маме и ребенку выдается один лист бумаги на двоих и одна упаковка фломастеров. Инструкция: «Сейчас вы попытаетесь понять друг друга без слов. По моему сигналу один из вас начнет рисовать то, что ему хочется (предварительно родитель и ребенок должны договориться о том, кто из них начнет первый). Второй молча наблюдает и пытается угадать замысел партнера. По второму сигналу необходимо поменяться и дорисовать неоконченный рисунок». По окончании обсуждаются результаты и степень удовлетворенности совместной работой.
9. Общий круг.
10. Прощание.
Структура занятий
1. Гимн.
2. Приветствие.
Цель: создание положительной психологической атмосферы, обстановки принятия. Каждое занятие начиналось с определенного ритуала – пения песни («Папа, мама, давайте играть!», слова М. Чепелки, музыка М. Смекала) всеми участниками группы. Постепенно к песне мы разучили танцевальные движения.
Гимн с танцевальными движениями (описание)
Папа, мама, вы не спешите, не спешите,
(все участники стоят в кругу, взявшись за руки, ритмично покачиваясь, движения рук внутрь круга и наружу)
Все дела на завтра, на завтра отложите,
(все стоят обнявшись)
А сегодня поиграйте, как вчера, со мной.
(ребенок и мама поворачиваются лицом друг к другу и «играют в ладушки»)
Только, чур, не говорите,
Только, чур, не говорите,
(дети смотрят на мам и грозят им шутливо пальчиком, мамы качают головой)
Завтра, милый мой!
(дети и родители делают неопределенный взмах правой рукой вперед)
Припев: папа, мама, будем играть,
Все дела должны чуть подождать.
(все поднимают руки вверх и покачивают ими из стороны в сторону)
Это будет дом,
(каждый делает руки «домиком» в виде треугольника)
А тут вот река,
(плавные движения корпусом и руками)
Мы построим мост из песка.
(руки каждого участника изображают полукруг)
Не спешите никогда, играйте с нами, папа с мамой,
(все идут хороводом по кругу)
Это ведь так здорово всегда! всегда!
(все поднимают руки вверх и хлопают в ладоши).
Затем все участники садились в круг на стульчики и, начиная с ведущего, произносили свое имя, накрывая при этом своей ладонью ладонь соседа, сидящего слева («Приветствие по кругу»).
3. Разминка (одно из упражнений на развитие навыков общения, либо подвижная игра).
Цель: стимуляция активности участников, создание настроя на работу.
4. Общий круг.
Цель: осознание и выражение своих чувств, подготовка к переносу группового опыта в другие сферы жизнедеятельности, обратная связь для ведущего. После окончания занятия обязательно обсуждалось происходящее в группе. Каждый участник высказывался по кругу о том, что ему понравилось или не понравилось, что хотелось бы изменить, что было особенно важным и интересным. Иногда оговаривалось, каким образом дети и (или) родители перенесут групповой опыт в повседневную жизнь (например, научат новой игре папу, разыграют перед остальными детьми своей группы придуманную сказку, повесят совместную работу у себя дома и др.).
5. Прощание.
Цель: эмоциональное сплочение группы. Самым последним совместным групповым действием после каждого занятия был ритуал прощания. Он заключался в том, что все сидящие в кругу молча соприкасались ладонями с соседями слева и справа, таким образом, получился замкнутый круг. Примерно через 10 секунд руки разъединялись, на этом занятие завершалось.