орлова елена
Взаимодействие педагога и семьи для обеспечения положительного социально-эмоционального состояния ребенка при посещении ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете 05.03 2022г.
«Взаимодействие педагога и семьи для обеспечения положительного социально-эмоционального состояния ребенка при посещении ДОУ»
Воспитатель: Орлова Е. П.
Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы.
Публикация «Взаимодействие педагога и семьи для обеспечения положительного социально-эмоционального состояния ребенка при посещении ДОУ» размещена в разделах
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников выдвигают в область приоритетных, так как продолжительное время в нашей стране система дошкольного образования была ориентирована, прежде всего, на развитие интеллекта, познавательного развития детей. Хотя, научно доказано, что эмоционально – волевые структуры являются фундаментом причинно – следственных основ регуляции во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Другими словами от того какое эмоциональное состояние преобладает у ребенка - зависит и то, как он будет воспринимать новую информацию, да и в целом окружающий мир.
Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми (К. Н. Вентцель) Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства у детей необходимо уделять серьёзное внимание с самого младшего возраста. Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду, ориентируясь на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено в этом помещении.
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Поэтому важна работа с детьми дошкольного возраста по преодолению негативного эмоционального настроения, которая нацелена на корректировку эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, с помощью создания положительного эмоционального климата в группе.
Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольная организация по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие педагогов ДОО и родителей как равноправных участников педагогического процесса необходимо строить на основе запросов семьи, так как именно она является основным социальным заказчиком. Педагогам и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию. Родители также способны создать благоприятную атмосферу вокруг ребенка, благодаря этой которой он будет с удовольствием посещать детский сад. Взаимодействие родителей и воспитателей положительно влияет на отношение ребенка к детскому саду. Необходимо соблюдать следующие принципы при работе с родителями: 1) открытость детского сада для семьи; 2) сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; 3) отсутствие формализма в организации работы с семьей; 4) создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Воспитание родителей – это международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя собственных детей, родительских функций. В настоящее время все яснее становится необходимость воспитания родителей и участия в этом профессионально подготовленных специалистов. При этом зачастую родители не готовы принимать соответствующую помощь в силу разных субъективных причин. Все это провоцирует сложные отношения. Конфликты между родителями и педагогами – серьезная проблема для системы образования и общества в целом. Следует отметить, что взаимодействие образовательного учреждения с семьей и воспитание родителей в современной отечественной науке и практике не является законченной теоретической структурой с определенными организационными формами и общественной системе воспитания. Хотя в настоящее время накоплен опыт и разработаны различные формы работы с родителями в детском саду и школе. В настоящее время уровень педагогического просвещения в детском саду не удовлетворяет нередко не только родителей, но и педагогов. Обусловлено это рядом ошибок, наиболее значимой из которых, является построение работы с родителями эмпирически, без опоры на какую - нибудь систему теоретически и экспериментально обоснованных принципов отбора ее содержания и методов. Что обусловливает иногда стихийность, недостаточную эффективность работы по оказанию психолого-педагогической помощи семье. Работа с семьей была и остается одним из наиболее актуальных и, вместе с тем, сложных аспектов педагогической деятельности. Если говорить о конфликтах между педагогами и родителями, то они возникают по поводу разногласия психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе, завышенного требования к ребенку, со стороны педагога. И самое главное недовольство родителей заключается в том, что большинство педагогов неадекватно оценивают способности ребенка, недостаточно оказывают внимания, не применяют индивидуального подхода к ребенку. Завышенные требования родителей связаны с тем, что ребенок воспринимается ими как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен уклад жизни семьи. И каждый родитель желает, чтобы педагог сделал все возможное для воспитания и развития ребенка. Любой конфликт может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижению цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции. Можно сказать о прогнозировании конфликтов в образовательном учреждении, следует учитывать личностные особенности педагогов, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателей. Более эффективный способ профилактики конфликтов в коллективе педагогов создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции, положительного эмоционального состояния в общении. Кроме поэтапной работы педагога с родителями, опирающейся на определенные принципы, построения партнерских отношений образовательного учреждения с семьей также требует соблюдения следующих условий: *сотрудничество с семьей требует от педагога обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения; *обращения к родителям воспитанников только по имени и отчеству; *проявления искреннего интереса к родителям своих воспитанников, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ними; умение выслушивать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще; *проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними; *беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего. Умение дать почувствовать родителям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом обществе. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с родителями. Гуманизировать- значить признать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию, а также на ошибки. Помочь родителям в «педагогической рефлексии» т. е. в умении анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок. В этой связи с родителями нужно налаживать не только деловые, но и личностные отношения. Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов,как; *доброжелательность отношений, этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность; *личностная заинтересованность родителей «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться» т. е. правильно строить общение, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной и прогностической; *подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия; *утверждение их самоценности – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. «Давай наставлений только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить остальные три». Конфуций.
Заботиться об эмоциональной жизни ребенка так же важно, как о его физическом и умственном развитии. Ребенок проходит долгий путь эмоционального развития. Ему приходится учиться переживать, чувствовать и сочувствовать. В последнее время в научной и практической литературе все больше внимания обращается на так называемый эмоциональный интеллект или эмоциональную компетентность. В эмоциональную компетентность входят следующие способности: осознавать и понимать свои эмоции, уметь их конструктивно выражать, распознавать чувства другого, соразмерять свое поведение с чувствами и интересами партнера по общению.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделается социально-коммуникативная образовательная область, направленная на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей.
Задачей каждого педагогического коллектива должно быть умение быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.