Илюза Даутова
Взаимодействие ДОУ и семьи — залог психологического здоровья ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие ДОУ и семьи – залог психологического здоровья ребенка
Аннотация: В статье раскрываются особенности психологического здоровья дошкольников, аргументируется необходимость взаимодействия ДОУ и родителей с целью укрепления психологического здоровья детей. Кроме того, в статье приводятся различные методы взаимодействия ДОУ и семьи : постановка дискуссионных вопросов, игровой метод, анализ педагогической ситуации.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи — залог психологического здоровья ребенка» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Психологическое здоровье ребенка зависит от условий эмоционального комфорта: состояние здоровья, взаимодействие ребенка с ровесниками и взрослыми, эмоциональная обстановка в детском саду и в семье [7, С. 37].
Традиционно в детской психологии выделяют три сферы психического развития : деятельность, познание и личность. Кроме того, исследователи выделяют педагогические условия психологического здоровья ребенка в ДОУ : создание предметно-развивающей среды; учет потребностей и интересов ребенка; создание «ситуации успеха» для получения положительных эмоций ребенка в каком-либо виде деятельности; позитивное доброжелательное отношение работников ДОУ к ребенку [7, С. 53].
Педагоги представляют значение деятельности по укреплению, сохранению здоровья дошкольников, поэтому уделяют должное внимание теоретическим основам о возрастных и индивидуальных особенностях воспитанников, проблеме их психологического развития.
Так как личность дошкольника развивается в семье и при этом большую роль играет семейный микроклимат, то нужна работа совместная работа ДОУ с семьей по этому направлению. «Трудные», «непослушные», «проблемные», «дети с комплексами» представляют собой итог отношений в семье, которые сложились неправильно. Даже очень трудные проблемы воспитания легко разрешить, если восстановить благоприятную атмосферу общения в семье. Чем младше ребёнок, тем более ответственной должна быть роль взрослого во взаимоотношениях с ним. Именно поэтому коррекционную деятельность с эмоционально неблагополучными дошкольниками лучше организовывать, учитывая причины появления этой проблемы и включая родителей в коррекционный процесс [1, С. 110].
Организация эмоционального комфорта дошкольников, интересной и содержательной жизни дома и в детском саду должна охватывать усилия родителей и педагогов. Однако из-за перегрузок на работе, нехватки свободного времени снижается взаимодействие родителей и детского сада. Многие родители читают педагогическую литературу, некоторые получают нужную информацию через интернет, но часто используют это бессистемно. Как правило, родители воспитывают дошкольников интуитивно, «как воспитывали меня» [2, С. 67].
Так, возникает необходимость эффективного взаимодействия ДОУ с семьей с целью становления активной позиции родителей по проблеме снятия психоэмоционнального напряжения у детей и выстраивания диалога детского сада и семьи, который был бы основан на сотрудничестве и взаимопомощи.
Исследователи выделяют следующий алгоритм взаимодействия ДОУ с семьей : изучение семьи, её индивидуальных особенностей; поиск контактов с ними; обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в дошкольнике; определение общих требований к воспитанию дошкольника; усиление сотрудничества на пути к общей цели; воплощение индивидуального подхода; улучшение педагогического сотрудничества.
Именно поэтому нужно заниматься с родителями просветительской работой: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, индивидуальные беседы, шкатулка вопросов; вовлечение родителей в образовательный процесс: дни открытых дверей, совместные праздники, экскурсии, досуги, выставки. Темы подобных мероприятий могут быть разнообразными: «Гиперактивный дошкольник», «Проблема психологического напряжения в дошкольном возрасте», «Влияние кризисных ситуаций в семье на психологическое состояние дошкольника», «Психологическое состояние взрослого как опосредующий фактор психологического состояния дошкольников» и т. д. [3, С. 78].
Содержание работы с родителями воплощается с помощью разнообразных форм общения. При этом самое важное – обогатить родителей педагогическими знаниями. Для этого используются как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников.
Среди традиционных форм общения педагогов с родителями можно отметить такие, как: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Это, в первую очередь, родительские собрания, на которых организованно происходит ознакомление родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. Эти мероприятия привлекают внимание родителей к проблеме психологического здоровья дошкольников.
Немаловажное значение также имеют нетрадиционные формы общения с родителями: тренинги, родительские клубы, круглые столы. Продуктивным будет проведение тренингов: «Влияние семейного воспитания на тревожность», «Импульсивный ребёнок». При этом родители в непринуждённой обстановке могут овладеть эффективными приемами и способами общения с дошкольниками [5, С. 34].
Тренинговые занятия дают возможность родителям преодолеть собственный авторитаризм, а также увидеть мир с позиции дошкольника, относиться к своему ребенку как к равному себе, узнать слабые и сильные стороны дошкольника и учитывать их, проявлять заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, не сравнивать своего ребёнка с другими детьми.
Мы считаем наиболее эффективной программу тренинга, состоящей из пяти занятий тренинга родительской эффективности: «Знаем ли мы друг друга?», «Мир детей и мир взрослых», «Язык принятия – язык непринятия», «Активное слушание как способ решения проблем дошкольников», «Стили семейного воспитания» и пяти занятий детско-родительской группы: «Сплочение», «Кто я, какой я», «Мы справляемся со страхами», «Уходи злость», «Я желаю себе» [4, С. 56].
В процессе разнообразных форм взаимодействия ДОУ и родителей применяются разнообразные методы активизации родителей, направленные на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении этой темы. К таким формам взаимодействия ДОУ и родителей относятся постановка дискуссионных вопросов, игровой метод, анализ педагогической ситуации.
Постановка дискуссионных вопросов представляет собой предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Эффективным также является игровой метод активизации родителей. Интерес у родителей формируют различные игры: «Что вас радует в ребенке?», «Что огорчает?»; загадывание загадок.
Анализ педагогической ситуации берется из жизненных наблюдений, опыта работы с дошкольниками, литературных источников. Он помогает связать знания с практикой воспитания дошкольников, повышает интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку.
Решение педагогических ситуаций требует от родителей самостоятельного ответа на вопрос «Как поступить?». В ходе решения родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи из своего личного опыта. Плюсом данного метода считается возможность изучения нескольких вариантов решения, их обсуждения, столкновения различных позиций.
Применение традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества ДОУ и семьи влияет на формирование адекватной родительской позиции, образование благоприятного психологического климата в семье, изменение стиля воспитания. У дошкольников снижается возбудимость, тревожность, агрессивность, повышается самооценка и уверенность в себе, им легче общаться с ровесниками и взрослыми.
Таким образом, в процессе разнообразных форм взаимодействия ДОУ и родителей есть возможность найти с родителями контакт и получить у них необходимую поддержку, установить с ними партнерские отношения для решения цели – коррекции психологического здоровья дошкольников. При этом родители сами обогащаются теоретическими знаниями, расширяют представления о проблемах психологического здоровья дошкольников, развивают свой внутренний потенциал.
Литература:
1. Горшенина, В. В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В. В. Горшенина, И. В. Самошкина. – М. : Глобус, 2015. – 250 с.
2. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Короткова. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 174 с.
3. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей : методические рекомендации / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М. : Айрис-пресс, 2014. – 250 с.
4. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – Санкт-Петербург, 2013. – 350 с.
5. Пастухова, И. О. Создание единого пространства развития ребенка : взаимодействие ДОУ и семьи / И. О. Пастухова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 240 с.
6. Татаринцева, Н. Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек / Н. Татаринцева // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – С. 25–31.
7. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г. А. Широкова. Р-на-Д. : Феникс, 2015. – 214 с.